Об этом сообщил гендиректор КТК транспортировки нефти Н. Горбань в ходе годовых общих собраний акционеров, которые КТК-Р и КТК-К продят 28-29 мая 2024 гг. в г. Самарканд.
Показатели КТК
В ходе мероприятий Н. Горбань представил доклад о состоянии хозяйственной деятельности компании, результатах в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности.В текущем году без травм и происшествий отработано почти 5,5 млн человеко-часов, включая подрядчиков, при этом пробег автотранспорта без ДТП составил свыше 11,3 млн км.
С 1 января по 24 мая 2024 г. загружено 244 танкера, что на 5 судов превысило показатель аналогичного периода 2023 г., на экспорт поставлено 26,7 млн т нефти против 25,92 млн т 2023 г. соответственно.
Согласно актуализированному прогнозу, в 2024 г. ожидается снижение на 7% объемов транспортировки нефти по сравнению с показателями, заложенными в бюджет на основании предварительных заявок грузоотправителей:
- отгрузка с месторождения Тенгиз предполагает снижение на 7,9 млн т,
- отгрузка с месторождения Кашаган - увеличение на 3,3 млн т,
- общее отклонение от запланированных объемов - 4,8 млн т.
С учетом нынешней корректировки, можно ожидать, что показатель 2024 г. останется на уровне 2023 г.
В этой связи акционеры обсудили вопросы заявочных кампаний грузоотправителей и фактического их исполнения, как фактора, влияющего на получение прибыли консорциумом и выплаты дивидендов участникам КТК.
ПУУМ и др. проекты развития
Акционеры КТК-Р и КТК-К также рассмотрели ход финализирующих мероприятий программы устранения узких мест (ПУУМ).В частности:
- на нефтеперекачивающей станции (НПС) Тенгиз завершены строительно-монтажные работы на объектах расширения подстанции (ПС) Кегок 220кВ и ВЛ 220кВ;
- на НПС Астраханская в рамках демонтажа магистральной насосной первоначального строительства выполнены консервация и упаковка электродвигателей и магистральных насосных агрегатов;
- на НПС-4 завершен, а на НПС-3 и НПС-5 продолжается монтаж частотно-регулируемых преобразователей.
Текущий график реализации ПУУМ предусматривает завершение работ по всем объектам ПУУМ в России и Казахстане до февраля 2026 г., включая SCADA и объекты на Морском терминале.
В т.ч. на Морском терминале КТК предусмотрен демонтаж системы измерения количества и качественных показателей нефти (СИКН), установка нового узла регулирования давления (УРД) и системы сглаживания давления (ССД).
Напомним, что к концу 2022 г. в рамках реализации ПУУМ в полном объеме построены и введены в эксплуатацию все объекты на НПС Тенгиз и НПС Астраханская, которые оказывают влияние на возможность трубопроводной системы КТК принять к перекачке дополнительные объемы нефти.
В настоящий момент трубопроводная система КТК способна транспортировать с казахстанской территории порядка 72,5 млн т/год нефти и до 83 млн т/год нефти через РФ.
Также КТК реализует другие проекты развития:
- в рамках нового масштабного проекта - программа строительства внешнего энергоснабжения - проводятся предпроектные обследования, полевые, геологические и инженерные изыскания, а также разработка основных проектных решений для А-НПС-4А, НПС Комсомольская и НПС Кропоткинская;
- ритмично реализуется проект по реконструкции линейной части нефтепровода КТК - на 17-километровом участке на входе НПС Комсомольская по состоянию на 14 апреля 2024 г. готовность превысила 60%, подключение нового участка запланировано на октябрь 2024 г.;
- по Морскому терминалу КТК ведутся проектные и др. мероприятия по подготовке к замене выносных причальных устройств ВПУ-1 и ВПУ-2.
Эта операция занимает ориентировочно 70 дней при благоприятных погодных условиях.
Трубопроводная система КТК
Трубопроводная система КТК обеспечивает поставки нефти с крупных месторождений Казахстана - Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, а также российских месторождений на севере Каспия.Протяженность магистрального нефтепровода (МНП) Тенгиз - Новороссийск составляет 1511 км.
Нефть отгружается на экспорт через Морской терминал КТК в пос. Южная Озереевка в районе Морского порта Новороссийск оснащен 3 ВПУ, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в т.ч. при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК:
- РФ (представленная Росимуществом - 24% и КТК компани - 7%) - 31%,
- Казахстан (представленная КазМунайГазом - 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) - 20,75%,
- Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%,
- Lukarco B. V. - 12,5%,
- Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%,
- Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%,
- BG Overseas Holding Limited - 2%,
- Eni International N. A. N. V. - 2%,
- Oryx Caspian Pipeline LLC - 1%.