Об этом сообщило информационное агентство Reuters.
Тезисы из сообщения:
- нефтяной терминал Дортиол (Dortyol) в Турции больше не будет принимать российский импорт после получения рекордных объемов в 2023 г. на фоне усиления санкционного давления со стороны США;
- Турция стала одним из крупнейших импортеров российской нефти и топлива с 2022 г., после того как ЕС ввел санкции против России;
- Россия ответила перенаправлением нефти из Европы и США в Азию, Турцию и Африку.
- компания решила порвать все возможные связи с российской нефтью и в конце февраля 2024 г. соответствующим образом объявила своим клиентам,
- даже если не будет нарушения каких-либо законов, нормативных актов или санкций, она не будет принимать никакой продукт российского происхождения или любые продукты, загруженные в российских портах в качестве дополнительной меры к санкционным правилам;
- все прежние операции осуществлялись в полном соответствии с санкциями.
Однако GTS продолжит принимать российские грузы, которые были заявлены до введения запрета в конце февраля 2024 г.
Угрозы США применить санкции к финансовым фирмам, ведущим бизнес с Россией, уже охладила турецко-российскую торговлю, нарушив или замедлив некоторые платежи как за нефть и за турецкий экспорт.
По данным Kpler:
- в 2023 г. терминал GTS получил 11,74 млн барр. российской сырой нефти и нефтепродуктов;
- он стал 7м по величине импортным терминалом Турции по объему,
- поднявшись с 10го места в 2021 г.
- последний танкер, разгрузившийся в Дортиле, прибыл 19 февраля, доставив 511 тыс. барр. дизельного топлива из российского балтийского порта Приморск.
Экспорт с терминала также подскочил почти в 5 раз до 24,7 млн барр.
Нефть с терминала уходила:
- в греческие порты Коринф, Элефсис и Салоники;
- центры торговли, переработки и хранения нефти в Северо-Западной Европе - Роттердам и Антверпен.
FT проанализировала данные Kpler, указывающие на резкий рост морского импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов через терминал Дертйол, а также рост доли российских поставок на этот терминал.
По данным издания:
- в 2020 г. через терминал было импортировано 306 тыс. барр. (из России - 56,193 тыс. барр.), экспортировано 7,8 млн барр. (поставки шли в саму Турцию, Италию, Ливан, а также на Кипр);
- в 2021 г. импорт вырос до 1,7 млн барр. (из России - 584 тыс. барр.), экспортировано 5,4 млн барр. (поставки шли в Ливию, на Кипр и в Нидерланды);
- в 2022 г. рост ускорился - импорт вырос до 4,5 млн барр. (из России - 2,6 млн барр.), экспортировано 11,1 млн барр. (поставки шли в Грецию, США, Нидерланды, Бельгию);
- за неполный 2023 г. (по 8 декабря 2023 г.) импорт достиг 11,6 млн барр. (из России - 10,4 млн барр.), экспорт - 23,2 млн барр. (из них почти половина - 11,1 млн барр. - ушло в Грецию, 4 млн барр. пошло в Нидерланды, 1,7 млн барр. - в Бельгию, 1,2 млн барр. - в Испанию, и в саму Турцию 1 млн барр.);
- наиболее яркий пример - вакуумный газойль, которого в январе-ноябре 2023 г. было получено 2,7 млн барр. (около 412 тыс. т), а экспортировано - не менее 2,5 млн баррелей продукта, все в Европу и в основном в Грецию.
На другом берегу этого залива находятся другой нефтяной порт - Джейхан.
В этом порту находятся отгрузочные терминалы для азербайджанской нефти, поставляемой по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), и нефти из Иракского Курдистана, поставляемой по МНП Киркук - Джейхан (в настоящее время остановлен).
Через порт Дертийол также на экспорт уходит нефть из Ирака, поставляемая автоцистернами, что объясняет значительное превышение объемов морского экспорта над импортом, поскольку экспорт включают все нефтепродукты иракского происхождения, доставляемые автоцистернами.
Global Terminal Services (GTS):
- Dortyol Terminal расположен на площади 218,686 тыс. м2;
- резервуарный парк терминала включает 44 терминала для хранения нефти, светлых и темных нефтепродуктов общей вместимостью 710,5 тыс. м3;
- длинна причальной стенки нефтеналивного причала составляет 2,3 км.
Автор: П. Паршинова