USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 87.12

-0.26

Природный газ 2.053

+0.07

5 мин
...

Эмбарго на экспорт бензина из России может нарушить железнодорожную логистику

Участники рынка опасаются, что переориентация объемов бензина с экспорта на внутренний рынок увеличит время доставки грузов более чем на 4 дня и потребует дополнительного парка вагонов-цистерн. РЖД определенные проблемы видит, но масштабных сложностей не ожидает.

Эмбарго на экспорт бензина из России может нарушить железнодорожную логистику

Источник: Дальневосточная железная дорога

Москва, 5 мар - ИА Neftegaz.RU. Восстановление эмбарго на экспорт бензина из России может привести к дополнительным сложностям с железнодорожными перевозками нефтепродуктов.
Об этом 5 марта 2024 г. пишет Ъ со ссылкой на Информационный центр операторов (ИЦО) - информационно-ценовое агентство, специализирующееся на анализе востребованности и доступности грузовых вагонов, формировании прогнозов по ставкам на них.

В чем проблема?

Запрет на экспорт бензина, введенный правительством РФ на период с 1 марта по 31 августа 2024 г., приведет к переориентации перевозок бензина на внутренний рынок.
По итогам 2023 г. на бензин приходилось около 17% перевозок нефтеналивных грузов на ж/д, 75% их объема внутрироссийские, а 17% - экспортные.

Эксперты ИЦО отмечают, что:
  • оборот вагона-цистерны на экспортных направлениях существенно ниже, чем на внутренних (17,6 суток против 21,8),
  • это объясняется большей технологичностью экспортных перевозок и высокой долей маршрутных отправок (16% против 1%),
  • при поставках на внутренний рынок вагон стоит под выгрузкой в среднем на 56% дольше, чем в экспортных перевозках,
  • в итоге один внутренний рейс требует на 4,2 суток больше времени, чем экспортный, иногда этот показатель может превышать 5 суток,
  • внутренний спрос может не принять весь поток экспортного бензина, а дефицит вагонов-цистерн не позволит вывозить тот же объем при выросшем обороте,
  • нехватка цистерн приведет к невывозу 3,2 тыс. т/сутки бензина,
  • но даже с пополнением парка проблему не решить, поскольку при забитой сети оно приведет только к дальнейшему росту оборота вагона.

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) поддерживает оценки ИЦО и добавляет, что на увеличение оборота вагонов-цистерн также повлияет увеличение минимального объема продаж дизельного топлива на биржевых торгах c 12,5% до 16%.
Это означает, что, по рабочим оценкам, для продаж на внутреннем рынке потребуется 0,5 млн т/год грузов переключить с трубопроводного транспорта на ж/д.
Увеличение отгрузок нефтепродуктов по биржевым торгам существенно увеличивает время простоя на выгрузке - до 75-80% простаивающих на выгрузке цистерн содержат нефтепродукты, купленные на торгах.
В связи с этим участники рынка ожидают уменьшения предложений по цистернам и обострение их дефицита.

Что делать?

Эксперты ИЦО считают, что необходимо повысить приоритетность внутренних перевозок бензина.
Этот вопрос сейчас прорабатывается Минэнерго РФ, которое изучает возможность повышения приоритета вывоза нефтяных грузов в восточном направлении и внесения изменений во временные правила определения очередности перевозки грузов.
Пересмотреть временные правила определения очередности перевозок грузов РЖД, повысив класс приоритетности вывоза всех нефтегрузов и в экспортном, и внутреннем сообщении до 4й очереди, Минэнерго РФ предлагало еще летом 2023 г.
Перевод нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) в более приоритетную категорию по-прежнему обсуждается, но окончательного решения пока не принято.

Еще одной мерой для смягчение ситуации с дефицитом вагонов-цистерн может стать разрешение на продление их срока службы цистерн на 4-6 лет.
Однако против такой меры активно выступают Минпромторг и вагоностроители, указывающие на риски недозагруженности производственных мощностей вагоностроительных предприятий, что спровоцирует потерю компетенций и сокращение трудовых коллективов, резко ухудшит темпы обновления эксплуатируемого парка.
При этом по истечении продленного срока эксплуатации спрос на новые вагоны-цистерны резко вырастет, но удовлетворить его будет сложнее в случае утраты производственных мощностей.

Спокойствие РЖД

РЖД не ожидает существенного воздействия запрета на экспорт бензина на перевозки по ж/д-сети.
В РЖД полагают:
  • с учетом предполагаемой переориентации поставок продукции на внутренний рынок существенного снижения общесетевого объема перевозок бензина после возобновления правительством РФ регуляторной меры не ожидается,
  • РЖД принимает меры по безусловному вывозу всего объема предъявляемых к перевозке нефтяных грузов,
  • имеющегося парка вагонов-цистерн более чем достаточно для организации как внутрироссийских, так и экспортных перевозок,
  • в феврале 2024 г. на путях необщего пользования без операций ежесуточно простаивало почти 18 тыс. нефтебензиновых цистерн,
  • надежность доставки бензина для нужд внутрироссийских потребителей сохраняется на стабильно высоком уровне, в 2024 г. этот показатель достигает 96,5%.
По данным РЖД, на ее сети имеется более 265 тыс. вагонов-цистерн (всех видов, в т.ч. цистерн для перевозок СУГ, нефтехимических и пищевых грузов).
ИЦО оценивает рабочий парк специализированных нефтебензиновых вагонов-цистерн в 193,6 тыс. вагонов.
По мнению ИЦО, на рынке установлен тонкий паритет - при среднесуточных объемах погрузки 2023 г. нынешнего парка достаточно (профицит минимален и составляет 3-5%), однако для покрытия погрузки при ее увеличении его уже недостаточно (в пиковые периоды дефицит парка может превышать 10%).

Однако наличие проблем с вагонами-цистернами РЖД признает.
РЖД отмечает длительный простой цистерн в очереди к сливу на нефтебазах, преимущественно среди предприятий на юге страны.
Кроме того, в связи с задержками подвода танкерного флота также фиксируются случаи несвоевременного обеспечения выгрузки нефтепродуктов операторами морских терминалов на Дальнем Востоке.
Данная ситуация приводит к использованию нефтяными компаниями вагонов как складов на колесах, что также негативно влияет на обеспечение последующего подвода под погрузку порожнего подвижного состава.
По данным РЖД, в феврале 2024 г. на путях необщего пользования простаивает почти 18 тыс. вагонов/сутки.

Эмбарго и зачем его восстанавливали?

Первоначально запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России был введен 21 сентября 2023 г. для стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива.
Ограничения постепенно ослаблялись, в т.ч. экспортное эмбарго по бензину было снято 17 ноября.
По данным Ъ, в октябре 2023 г. (единственный полный месяц действия эмбарго) поставки бензина за рубеж снизились до минимальных 1,3 тыс. т/сутки (эмбарго не распространялось на объемы поставок по межправсоглашениям и вывоз топлива для нужд российских структур и организаций за рубежом).
За декабрь 2023 г. (первый полный месяц после снятия эмбарго) экспорт бензина был на уровне 15 тыс. т/сутки, а производство топлива составляло более 100 тыс. т/сутки.

Решение о восстановлении эмбарго на экспорт бензина правительство РФ приняло на фоне снижения выпуска топлива из-за аварии на установке каталитического крекинга на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) ЛУКОЙЛа (НОРСИ), а также в ожидании старта ремонтной кампании на крупнейших НПЗ при одновременной сезонной активизации спроса.
Эмбарго на экспорт бензина введено с 1 марта 2024 г. сроком на 6 месяцев как превентивная мера и может быть отменено в случае насыщения рынка.
Пока эмбарго не привело к устойчивому снижению стоимости топлива - с 1 марта бензин АИ-95 на СПбМТСБ по общероссийскому индексу подорожал на 13,1%, в т.ч. 5 марта - на 1,01%, до 58473 руб./т.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram