USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.09

-0.21

Природный газ 2.928

-0.04

4 мин
...

Турецкий терминал Дортйол подозревают в схемах поставок российских нефтепродуктов в Европу и американским военным

GTS, владеющая терминалом, заявляет он действует как независимый терминал хранения и не участвует в торговле.

Турецкий терминал Дортйол подозревают в схемах поставок российских нефтепродуктов в Европу и американским военным

Источник: Global Terminal Services

Москва, 30 янв - ИА Neftegaz.RU. Dörtyol Terminal (терминал Дёртйол) в Турции может участвовать в поставках российской нефти и нефтепродуктов в Европу и даже американским военным.
Об этом 30 января 2024 г. Financial Times (FT).

Что происходит на Dörtyol terminal?

FT проанализировала данные Kpler, указывающие на резкий рост морского импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов через терминал Дертйол, а также рост доли российских поставок на этот терминал.
По данным издания:
  • в 2020 г. через терминал было импортировано 306 тыс. барр. (из России - 56,193 тыс. барр.), экспортировано 7,8 млн барр. (поставки шли в саму Турцию, Италию, Ливан, а также на Кипр),
  • в 2021 г. импорт вырос до 1,7 млн барр. (из России - 584 тыс. барр.), экспортировано 5,4 млн барр. (поставки шли в Ливию, на Кипр и в Нидерланды),
  • в 2022 г. рост ускорился - импорт вырос до 4,5 млн барр. (из России - 2,6 млн барр.), экспортировано 11,1 млн барр. (поставки шли в Грецию, США, Нидерланды, Бельгию),
  • за неполный 2023 г. (по 8 декабря 2023 г.) импорт достиг 11,6 млн барр. (из России - 10,4 млн барр.), экспорт - 23,2 млн барр. (из них почти половина - 11,1 млн барр. - ушло в Грецию, 4 млн барр. пошло в Нидерланды, 1,7 млн барр. - в Бельгию, 1,2 млн барр. - в Испанию, и в саму Турцию 1 млн барр.),
  • наиболее яркий пример - вакуумный газойль, которого в январе-ноябре 2023 г. было получено 2,7 млн барр. (около 412 тыс. т), а экспортировано - не менее 2,5 млн баррелей продукта, все в Европу и в основном в Грецию.

Dörtyol Terminal расположен на юге Турции в провинции Хатай на побережье залива Искендерун Средиземного моря.
На другом берегу этого залива находятся другой нефтяной порт - Джейхан.
В этом порту находятся отгрузочные терминалы для азербайджанской нефти, поставляемой по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), и нефти из Иракского Курдистана, поставляемой по МНП Киркук - Джейхан (на данный момент остановлен).
Через порт Дертийол также на экспорт уходит нефть из Ирака, поставляемая автоцистернами, что объясняет значительное превышение объемов морского экспорта над импортом, поскольку экспорт включают все нефтепродукты иракского происхождения, доставляемые автоцистернами.

Согласно данным владельца терминала, Global Terminal Services (GTS):
  • Dortyol Terminal расположен на площади 218,686 тыс. м2,
  • резервуарный парк терминала включает 44 терминала для хранения нефти, светлых и темных нефтепродуктов общей вместимостью 710,5 тыс. м3,
  • длинна причальной стенки нефтеналивного причала составляет 2,3 км.

Обход санкций?

По данным FT, после начала конфликта на Украине, операции на терминале Дертйол резко активизировались, а с введением эмбарго ЕС и потолка цен последовал следующий этап роста.
Из этого издание делает вывод о том, что через этот терминал идут поставки замаскированного российского топлива европейским потребителям, а, возможно, и американским военным.

Скандал с поступающими через турецкий терминал российскими нефтепродуктами на греческий нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) и поставкой произведенного с их использованием топлива флоту США разгорелся с подачи The Washington Post (WP) в ноябре 2023 г.
По данным издания:
  • НПЗ Motor Oil Hellas на берегу Эгейского моря в Греции получал через терминал российский мазут и вакуумный газойль через терминал Дортйол,
  • этот НПЗ обслуживает американских военных, производя продукцию, которую Пентагон закупает для кораблей и самолетов,
  • замещая российские поставки, НПЗ выбрал альтернативный канал поставок, но он, как оказалось, скрыл следы России, поскольку права собственности на нефтепродукты несколько раз переходили из рук в руки, прежде чем они достигли Греции,
  • точное количество мазута российского происхождения в продуктах, закупаемых Пентагоном, определить не удалось, ввиду дальнейшей переработки, с использованием множества других компонентов, которые невозможно отследить на протяжении всего производства,
  • также не удалось установить, был ли в какой-то момент на пути следования мазута из России заменена маркировка как поступившего из другой страны,
  • тем не менее, объем мазута, поставляемого с Dortyol Terminal в адрес Motor Oil Hellas, а также отраслевая практика смешивания продуктов разного происхождения при хранении, привели к наличию в смеси большого объема продукции из России.

Этой ситуацией уже обеспокоился Сенат США.
Сенаторы М. Рубио и М. Хассан направили письмо главе Пентагона Л. Остину, в котором заявляют о том, что извилистый путь нефти от терминалов в России к флоту США почти наверняка проделан Россией намеренно, чтобы обойти санкции.

В свою очередь, FT указывает на роль терминала Дертйол в обходе санкций.
Издание приводит экспертные оценки, которые указывает на то, что большая часть нефтепродуктов, поступающих на терминал морским путем, представляет собой переработанное топливо из России, и большая ее часть затем была отправлена в Европу в нарушение санкций ЕС.
FT признает, что Турция могла использовать импорт российского топлива со скидкой, например, дизельного топлива, для удовлетворения внутреннего спроса, при этом экспортируя дизельное топливо, произведенное на турецких НПЗ, покупателям в Европе с большой выгодой.
Но говорится и о других случаях, как, например, в Дертойле, когда переработанное топливо из России, по-видимому, поставлялось в Европу без какой-либо существенной переработки, что является нарушением санкций ЕС.
Более конкретных обоснований не приводится.

В свою очередь, GTS, владеющая терминалом, заявляет он действует как независимый терминал хранения и не участвует в торговле.
Компания подчеркивает, что у нее нет ни полномочий, ни ответственности для контроля за конечным пунктом назначения нефти, проходящей через ее объекты.
В отношении вакуумного газойля GTS заявила со ссылкой на турецкие таможенные декларации об отгрузке за январь-ноябрь 2024 г. с ее терминала около 400 тыс. т, но из России поступило менее 50%, а для портов ЕС предназначалось менее 50 тыс. т
Также GTS заверила, что принимает топливо российского происхождения, только когда подтверждается, что оно было проданы ниже потолка цен, установленного G7, хотя как турецкая компания она не обязана это делать.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram