USD 97.9559

0

EUR 104.2533

-0.6

Brent 72.13

+0.27

Природный газ 2.888

-0.02

4 мин
...

Растущие цены на российскую нефть указывают на то, что влияние Запада на экспорт нефти из России подорвано

С другой стороны, возможностей теневого флота танкеров, используемого Россией для экспорта нефти вне механизма потолка цен, может быть недостаточно.

Растущие цены на российскую нефть указывают на то, что влияние Запада на экспорт нефти из России подорвано

Москва, 24 июл - ИА Neftegaz.RU. Цена российской нефти сорта Urals продается по цене выше потолка цен (60 долл. США/барр.), установленного Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран).
Об этом 23 июля 2023 г. пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на данные ценового агентства Argus Media.

Конкретных цифр издание не приводит, отмечая, что цена на флагманский сорт нефти Urals впервые превысила 60 долл. США/барр. с тех пор, как США и их союзники ввели новую политику санкций в декабре 2022 г.
Ранее Bloomberg со ссылкой на данные Argus писал, что 12 июля 2023 г. в порту Новороссийск стоимость нефти Urals составила 60,78 долл. США/барр.

Россия приспособилась к санкциям

WSJ напоминает, что потолок цен призван был сократить поступления в российский бюджет от продажи нефти, одновременно поощряя российские нефтяные компании продолжать поставлять нефть на рынок, чтобы не разжигать инфляцию во всем мире.
Однако России удалось, по крайней мере частично, приспособиться к ограничениям, введенных Западом.
Более того, издание отмечает, что превышение уровня потолка цен означает, что Россия одержала победу в борьбе за влияние на мировые нефтяные рынки.
В качестве еще одного признака того, что финансовое давление Запада на Россию, возможно, ослабевает, издание отмечает сокращение скидки на Urals к Brent до 20 долл. США/барр., что намного больше, чем до начала СВО, но в 2 раза ниже, чем в январе.
Поднять цены на нефть в России выше предельных цен также помогло сокращение добычи ОПЕК+.

WSJ приводит мнения экспертов, в т.ч. экс-директора по стратегии Газпром нефти С. Вакуленко, покинувшего Россию после начала СВО и отметившегося в последние месяцы рядом заявлений с критикой проекта Сила Сибири-2.
Часть экспертов высказывается в пользу того, что Россия преодолевает ограничения Запада, тогда как другие говорят о том, что возможностей теневого флота танкеров, используемого Россией для экспорта нефти вне механизма потолка цен, недостаточно.
Также высказываются опасения по поводу страховки танкеров, перевозящих российскую нефть.
  • С. Вакуленко, ученый-нерезидент российского Евразийский центр Карнеги: Растущие цены свидетельствуют о том, что стремление России создать альтернативную сеть танкеров, на которые не распространяются санкции, подрывает влияние Запада на ее экспорт нефти. Это был эволюционный процесс, и теперь мы просто видим его результаты. Российские нефтяные компании прилагают довольно много усилий, чтобы оставаться в бизнесе и зарабатывать деньги. Они доказали, что являются способными операторами.
  • К. Кеннеди, сотрудник Гарвардского университета, который работает над исследованием российского судоходства: Если вы посмотрите на все маршруты, по которым России нужно двигаться, и подсчитаете, сколько танкеров ей нужно для автономного флота, они очень далеки от того, где они должны быть.
  • Р. Брукс, главный экономист Института международных финансов: Запад обладает реальной ценовой властью, предельная цена может быть снижена до 20-30 долл. США/барр.
  • Г. Курра, глава отдела исследований судового брокера Braemar: Огромные суммы, которые европейские танкерные компании могли бы заработать на аренде судов для перевозки российской нефти, упали в последние месяцы, что говорит о растущем доступе России к танкерам, принадлежащим компаниям за пределами G7.
  • Б. Додонов из Киевской школы экономики: К апрелю половина поставок российской нефти и треть нефтепродуктов осуществлялись на танкерах, не застрахованных членами Международной группы (речь о Международной группе P&I Clubs, компании которой страхуют от претензий третьих сторон - прим. ред.).
  • Р. Т. Роппестад, исполнительный директор норвежской страховой компании Gard:по меньшей мере 10 танкеров ежедневно проходят через Датские проливы, Суэцкий канал и Малаккский пролив без международной групповой страховки. Это создает опасность, поскольку страховщикам, не входящим в группу, в основном не хватает опыта реагирования на аварии.
  • А. Брандт, партнер юридической фирмы Reed Smith: Беспокойство вызывает то, что у этих страховщиков может не быть поддержки со стороны перестраховщиков - или, в той степени, в какой они есть, у этих перестраховщиков может не быть ресурсов для удовлетворения крупного иска. Если произойдет утечка, есть опасение, что там не будет никого, кто мог бы ее ликвидировать - в буквальном смысле.

По данным трейдеров, российские нефтяные компании в последнее время не проявляли особого желания договариваться о ценах, при которых западные перевозчики могли бы остаться на рынке.
Новая логистическая система, которую Россия и компании на орбите ее влияния начали строить, состоящая из танкеров, принадлежащих, застрахованных и зафрахтованных за пределами Запада, снижает эффективность применения санкций Запада.
Продажи подержанных танкеров раздули теневой флот.
По данным Vortexa, во 2м квартале 2023 г. с нефтедобывающими странами, попавшими под санкции, работало в 5 раз больше танкеров, чем в конце 2021 г.
Почти 80% этих судов работали с российским рынком.

WSJ признает, что анализ эффективности потолка цен осложнен тем, что затруднительно измерить цену, по которой торгуется российская нефть.
Трейдеры и официальные лица полагаются на оценки агентств, сообщающих о ценах.
S&P Global раньше собирало достоверные данные с межконтинентальной биржи ICE, на которой проводились продажи Urals.
Но сейчас рынок остался вне поля зрения, S&P и Argus основываются на данных, полученных в разговорах с трейдерами, и информацию о стоимости переработки и ставках фрахта.

Реакция Запада

Администрация США признает, что Россия развивает независимый флот.
Высокопоставленный чиновник Минфина США сказал, что это не является существенным фактором увеличения потоков нефти.
Стоимость создания этой альтернативной экспортной системы требует больших средств.
По оценкам официальных лиц США, Центробанк России направил 9 млрд долл. США на замену западных схем перестрахования.

Превышение цены Urals предельного уровня официальные лица в Вашингтоне называют пирровой победой Москвы и указывают на множество препятствий, возникших на пути России.
Тезисы от замминистра финансов США У. Адейемо:
  • по сути, предельные цены значительно снижают доходы России, продолжая создавать мир, в котором мировые рынки снабжаются российской нефтью,
  • наша цель - продолжать увеличивать стоимость для России, чтобы у нее было меньше денег на ведение их незаконной войны на Украине,
  • это происходит каждый день.
Чиновники Минфина США считают, что даже если Россия продает нефть через теневой флот, покупатели могут договориться о значительной скидке в цене, которую они платят из-за предельных цен.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram