Документ был подписан в г. Баку 22 июня 2023 г. председателем правления КМГ М. Мирзагалиевым и президентом SOCAR Р. Наджафом в присутствии премьер-министров Казахстана и Азербайджана А. Смаилова и А. Асадова.
Об этом сообщила пресс-служба КМГ.
Меморандум и другие документы
В меморандуме о стратегическом сотрудничестве, подписанном SOCAR и КМГ:- подчеркивается нацеленность на углубление сотрудничества в части транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки,
- отмечен интерес сторон увеличить объемы транзита казахстанской нефти через азербайджанскую территорию в рамках долгосрочного сотрудничества на взаимовыгодных условиях,
- определяются общие условия и принципы взаимовыгодного сотрудничества с целью увеличения необходимых мощностей для транзита казахстанской нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД).
В ходе 2-дневного официального визита премьер-министра Казахстана в Азербайджан подписан еще ряд документов.
По сообщению правительства Азербайджана, также подписаны:
- соглашение о базовых принципах создания и деятельности СП между Азербайджанскими железными дорогами, Национальной компанией Казахстанские железные дороги и Грузинскими железными дорогами,
- меморандум о сотрудничестве между Министерством цифрового развития и транспорта Азербайджана и Министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана в сфере расширения транспортного взаимодействия и цифровизации Среднего коридора,
- меморандум о сотрудничестве в области поставок судов и железнодорожных локомотивов между Минэкономики Азербайджана и Мининдустрии Казахстан,
- ряд межведомственных документов о сотрудничестве в области туризма, спорта, культуры.
Азербайджанский транзит
В 2022 г. КМГ и SOCAR заключили 5-летнее соглашение о транзите нефти по маршруту Актау - Баку - Джейхан в объеме в 1,5 млн т/год и дальнейшим увеличением до 5 млн т/год.Логистическая схема поставок казахстанской нефти через Азербайджан предполагает перевозку нефти танкерами через Каспийское море с дальнейшей транспортировкой по МНП БТД с отгрузкой на экспорт в турецком порту Джейхан на Средиземном море.
Транскаспийский участок этого маршрута обслуживается небольшими танкерами типоразмера Caspian max дедвейтом 12,368 тыс. т, что обусловлено мелководностью Каспийского моря.
Погрузка танкеров осуществляется в казахстанском порту Актау, принимает танкеры Сангачальский терминал в районе г. Баку.
Тестовая отгрузка по данному маршруту после 8-летней паузы была произведена 20 марта 2023 г.
В 2023 г. Казахстан может экспортировать по этому маршруту не более 1,5 млн т нефти.
Ранее вице-премьер - министр торговли и интеграции Казахстана С. Жумангарин говорил, что МНП БТД в настоящее время загружен на 40% и в нем остается порядка 20 млн т/год возможных емкостей для перевалки.
Одновременно существует целый ряд факторов, которые препятствуют значительному увеличению поставок казахстанской нефти на экспорт по МНП БТД:
- по договоренности между КМГ и SOCAR, не менее 50% предоставляемой транзитной нефти должно перевозиться танкерами Казмортрансфлота, а их количество ограничено, хотя Казахстан работает над расширением флота,
- максимальная мощность порта Актау по отправке нефти составляет 5,2 млн т/год,
- В Азербайджане имеются ограничения по приему высокосернистой нефти в МНП БТД.
Казахстан диверсифицирует маршруты экспорта
В настоящее время экспортные поставки нефти Казахстана на 80% идут через Россию по 2 трубопроводным маршрутам:- по МНП Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск (объем прокачки в 2022 г. - 52,2 млн т казахстанской нефти при общем объеме в 58,7 млн т),
- по МНП Атырау - Самара и далее по системе МНП Транснефти в порт Усть-Луга (прокачка в 2022 г. - 8,4 млн т, сейчас эти объемы частично переходят в МНП Дружба для поставок нефти в Польшу и Германию).
МНП КТК в 2022 г. несколько раз останавливал прокачку из-за ремонтов на морском терминале в районе г. Новороссийск.
С учетом этих простоев и сложной политической обстановки, президент Казахстана К.-Ж. Токаев в июле 2022 г. дал поручения по развитию альтернативных маршрутов транспортировки нефти.
Во исполнение этих поручений КМГ заключил генеральное соглашение на транзит нефти через Каспийское море и МНП БТД с SOCAR с объемом транзитной нефти в 1,5 млн т/год и дальнейшим увеличением до 5 млн т/год.
При этом МНП КТК был и остается основным маршрутом поставок добываемой в Казахстане нефти на экспорт.
16 июня 2023 г. в ходе Петербургского международного форума глава Минэнерго Казахстана встречался с гендиректором КТК Н. Горбанем.
В ходе беседы было отмечено, что в настоящее время МНП КТК является для Казахстана самым безопасным, логистически проверенным и экономически выгодным направлением.
С начала 2023 г. по МНП КТК было отгружено 29,5 млн т нефти на 272 танкера, а общий показатель по 2023 г., согласно прогнозу, вырастет до 60-61 млн т.
До конца 2023 г. полностью завершится программа ликвидации узких мест, которая увеличит пропускную способность МНП Тенгиз - Новороссийск до 82 млн т/год.