USD 92.5919

+0.02

EUR 100.2704

-0.14

Brent 86.87

+1.18

Природный газ 1.751

+0.04

4 мин
...

Россия и Иран подписали межправcоглашение о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт - Астара в рамках МТК Север - Юг

Общая стоимость проекта составляет 1,6 млрд евро, Россия выделит межгосударственный кредит в размере 1,3 млрд евро.

Россия и Иран подписали межправcоглашение о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт - Астара в рамках МТК Север - Юг

Источник: скрин с видео Kremlin.ru

Москва, 17 мая - ИА Neftegaz.RU. Россия и Иран подписали межправcоглашение о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги Решт - Астара на территории Ирана для развития перевозок по международному транспортному коридору (МТК) Север - Юг.
Церемония подписания межправсоглашения прошла в г. Тегеран, подписи под документом поставили глава Минтранса РФ В. Савельев и глава Министерства дорог и градостроительства Ирана М. Базрпаш.
На церемонии присутствовали находящийся в Иране с рабочим визитом вице-премьер РФ А. Новак и глава Миннефти Ирана Д. Оуджи, которые возглавляют постоянную российско-иранскую комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству.
В режиме видеоконференцсвязи в церемонии приняли участия президенты РФ и Ирана В. Путин и Э. Раиси.

Тезисы от В. Путина:
  • подписание российско-иранского соглашения дает старт реализации масштабного проекта по созданию МТК Север - Юг,
  • это сквозная транспортная артерия, которая призвана связать российские порты на Балтике и северных морях с иранскими портами на побережье Персидского залива и Индийского океана,
  • принципиальное решение о совместной работе России и Ирана в этом направлении было принято в ходе переговоров на высшем уровне в г. Тегеран в июле 2022 г.,
  • сегодня же мы являемся свидетелями того, что эта идея, которая имеет уже 20-летние корни, начала воплощаться в жизнь,
  • между иранскими городами Рештом и Астарой будет проложена железнодорожная линия протяженностью 162 км,
  • ее ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяженности маршрута Север - Юг,
  • уникальная транспортная артерия Север - Юг поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки,
  • перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами:
    • доставка грузов из Санкт-Петербурга, в Мумбаи займет около 10 суток (для сравнения: время в пути по традиционным торговым маршрутам составляет до 30-45 суток),
    • налицо существенная экономия по срокам и затратам,
    • заметно вырастут объемы грузопотоков,
    • будет укрепляться транзитный потенциал двух наших государств, российские и иранские товары получат более удобный и разнообразный по географическим направлениям доступ к внешним рынкам.
  • новую магистраль имеется в виду задействовать в т.ч., для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, что внесет заметный вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности,
  • реализация проекта Решт - Астара - это только начало работы по планомерному наращиванию пропускной способности ж/д-маршрутов МТК Север - Юг.
Тезисы от Э. Раиси:
  • несмотря на то, что коллективный Запад стремится обходить иранскую территорию в плане транзита,
  • но все дружественные страны прекрасно понимают, что иранская территория - самая прибыльная для перевозки товаров, а также транзита,
  • геополитическое положение Ирана может восполнить те пробелы, которые раньше существовали,
  • этот маршрут очень надежный, очень перспективный, особенно с участием наших российских коллег,
  • у МТК Север - Юг есть 3 ветки:
    • восточная, которая уже действует,
    • центральная через Каспийское море, которую мы будем развивать, усиливая мощности в наших портах,
    • западная пока - отсутствует между Рештом и Астарой, реализацией данного соглашения мы восполнить этот пробел,
  • убежден, что после реализации соглашения, все заинтересованные страны будут понимать, что благодаря этому маршруту мы можем продвигать 2-стороннее и многостороннее сотрудничество.

Развитие МТК Север - Юг ведется в тесном партнерстве с Азербайджаном, с которым в скорейшем времени планируется выйти на заключение 3-стороннего соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по этому коридору.
Тем самым будет сформирована необходимая правовая база для дальнейшей успешной координации России, Ирана и Азербайджана в рамках проекта..

МТК Север - Юг предусматривает создание транспортной связи между северо-западом России и Индией через иранские порты в Персидском заливе для торговли со странами Ближнего Востока и Индийского субконтинента.
Протяженность маршрута составляет порядка 7200 км от г. Санкт-Петербург до портов Ирана и Индии.
МТК Север - Юг предусматривает 3 основных маршрута относительно Каспийского моря:
  • Транскаспийский - через порты Астрахань, Оля, Махачкала в России и порты Бендер-Энзели, Амирабад и Ноушехр в Иране,
  • Восточный - действующая ж/д Казахстан - Туркменистан - Иран:
    • ветка через Каракалпакию проходит по территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Теджен - Серахс с перестановкой тележек с российской колеи 1520 мм на применяемую в Иране европейскую 1435 мм на станции Серахс в Туркменистане,
    • ветка через станцию Болашак, идущая в обход Узбекистана напрямую из западного Казахстана в Туркменистан, выходит на Иран по пограничному переходу Этрек - Горган со сменой колесных пар на погранпереходе Горган в Иране,
  • Западный - Астрахань - Махачкала - Самур, далее по территории Азербайджана до станции Астара и по территории Ирана по строящейся линии Астара - Решт - Казвин - сданы в эксплуатацию участок Астара (Азербайджан) - Астара (Иран) и Решт - Казвин в Иране.

Ж/д-участок Решт - Астара в Иране остается последним незавершенным отрезком Западного маршрута МТК Север - Юг.
При этом перевозки по Западному маршруту осуществлялись - РЖД используют маршрут Решт - Астара по схеме мультимодальных перевозок.
Со строительством железной дороги на этом участке транспортировка грузов по данному маршруту станет бесшовной.
В марте 2023 г. первый замглавы РЖД С. Павлов говорил, что на участке Решт - Астара планируется строительство и узкой, и широкой колеи - применяемой в Иране европейской колеи 1435 мм и российской 1520 мм.
Приоритетной станет укладка рельс 1435 для того, чтобы использовать существующую инфраструктуру и как можно быстрее запустить ж/д-перевозки.

Вице-премьер РФ А. Новак 17 мая сообщил, что общая стоимость проекта составляет 1,6 млрд евро.
При этом Россия выделит межгосударственный кредит на 1,3 млрд евро для строительства железнодорожной ветки Решт - Астара.
Общий объем грузооборота после реализации этого проекта только железной дорогой составит не менее 15 млн т/год транзитных грузов.
А. Новак добавил, что 17 мая планируется подписание контракт между коммерческими компаниями на строительство участка Решт - Астара.
Проектирование займет примерно год, затем начнется строительство.
Ранее замминистра транспорта и городского развития Ирана по вопросам транспорта Ш. Афандизаде прогнозировал, что строительство ж/д Решт - Астара займет около 3 лет.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram