Об этом 13 апреля 2023 г. сообщила Транснефть по итогам визита делегации компании на станцию.
Вице-президент Транснефти С. Андронов посетил нефтеналивной порт Козьмино и ж/д-станцию Грузовая.
Тезисы от С. Андронова:
- все мероприятия, которые были запланированы для обеспечения надежной работы ж/д-узла, выполнены в срок,
- станция Грузовая готова для приема грузов,
- транспортировать нефть по железной дороге планируется по маршруту от станции Мегет в Иркутской области до станции Грузовая в Приморском крае,
- далее сырье будет поступать в порт Козьмино для направления на экспорт.
- мы ожидаем решения нефтяных компаний по организации транспортировки дополнительных объемов малосернистой нефти с использованием железнодорожной логистики в направлении порта Козьмино с месторождений Западной Сибири.
Таким образом, через порт Козьмино в Приморском крае может начаться экспорт нефти сорта Siberian Light - легкой малосернистой (0,57%) западносибирской нефти, добываемая в основном в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
В настоящее время через порт Козьмино экспортируется нефть сорта ВСТО (ESPO) - также малосернистая (до 0,53%) восточносибирская нефть, поставляемая по магистральному нефтепроводу (МНП) Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Siberian Light в настоящее время экспортируется как самостоятельный сорт через порт Туапсе, но основные ее объемы входят в состав основного российского экспортного сорта Urals, которая получается в результате смешения в системе МНП Транснефти тяжелой, высокосернистой (3,0%) нефти Урала и Поволжья с Siberian Light.
Итоговое содержание серы в нефти сорта Urals составляет 1,2%, что ухудшает ее качественные характеристики и еще до начала российской спецоперации на Украине обуславливало дисконт к нефти Brent.
Перенаправление части объемов нефти Siberian Light в Козьмино позволит экспортировать ее избегая смешения, что экономически может быть эффективно, несмотря на удлинившееся логистическое плечо.
Сложности с реализацией данной схемы могут возникнуть в связи с высокой загруженностью Восточного полигона РЖД и влиянием дополнительных объемов перевозок нефти на другие грузы, в частности, уголь.
Ж/д-маршрут от станции Мегет в Иркутской области до станции Грузовая в Приморском крае использовался для транспортировки нефти с 2009 по 2014 гг.
Также для поставок нефти по ж/д использовались станции Зуй и Сковородино в Иркутской области.
В тот период велось строительство и пусконаладочные мероприятия на 2й очереди МНП ВСТО - ВСТО-2.
После запуска ВСТО-2 востребованность перевозки нефти в цистернах на Восток снизилась, т.к. транспортировка нефти по трубопроводу значительно дешевле.
С 2015 г. ж/д-станция Грузовая была законсервирована.
Возобновление работы железнодорожной ст. Грузовая связано с востребованностью восточного направления экспорта нефти.
Пробная партия нефти со станции Зуй была поставлена в порт Козьмино в октябре 2022 г., писал Ъ со ссылкой на источники.
Партия нефти объемом 4,4 тыс. т, принадлежащая Газпром нефти, была отправлена Транснефтепродуктом, дочкой Транснефти, 25 сентября и прибыла в порт 3 октября.