Об этом поведал в журнале «Энергетическая политика» вице-премьер РФ А. Новак.
Тезисы:
Компании смогут реализовать все намеченные ранее проекты, связанные с Северным морским путем (СМП);Однако по некоторым проектам из-за санкционного давления сроки ввода пришлось сдвинуть.
Проекты в Арктике вдоль СМП, в т.ч. по добыче нефти, природного газа, угля и руды обеспечат:
- прирост ВВП РФ на 30 трлн руб. до 2035 г.;
- 10 трлн руб. дополнительных налоговых поступлений.
СПГ
- более 50% грузопотока СМП составляет сжиженный природный газ (СПГ);
- здесь высокий потенциал для развития, поскольку СПГ продолжает увеличивать долю на мировом рынке, в т.ч. растут поставки из России;
- производство СПГ в РФ в 2020-2022 гг. выросло почти на 14%.;
- по итогам 2022 г. объем производства СПГ в России достиг рекордных 45,9 млрд м3/год;
- продолжаются работы по возведению производственного комплекса Арктик СПГ-2;
- для роста отгрузок с Арктик СПГ-2 строится терминал Утренний в Обской губе;
- в планах НОВАТЭКа - реализация проектов Арктик СПГ-1, 3, Обский ГХК, Юрхаровнефтегаз.
Нефть
- на Таймыре в Енисейском заливе Восток ойл ведет строительство порта Бухта Север, который предназначен для организации инфраструктуры по добыче и вывозу сырой нефти со своих месторождений;
- по данным компании, к 2024 г. объем грузопотока по СМП вырастет до 30 млн т/год;
Уголь и металлы
- Норникель в 2023 г. планирует вывезти по Севморпути 2,3 млн т продукции со своих предприятий, в 2024 г. - нарастить перевозки до 2,4 млн т;
- компания Северная звезда, созданная для реализации проекта по добыче и транспортировке коксующегося угля с Сырадасайского месторождения в Красноярском крае, отгрузила 1ю партию угля в октябре 2022 г.;
- в 2024 г. планируется вывоз 3,5 млн т/год, с 2030 г. - 10 млн т/год угля.
Ледокольный флот СМП
- 4 ледокола - планируется построить до 2030 г.;
- 6 ледоколов ледового класса Icebreaker 8-9 для СМП:
- дополнительно, за счет средств инвесторов, для работы вблизи портов и терминалов Западной части СМП в устье реки Енисей и в Обской губе;
- это позволит высвободить более мощные автономные атомные ледоколы для работы в Восточном секторе СМП;
- 9 суперсовременных атомных ледоколов - будет иметь атомный ледокольный флот Росатома к 2030 г. ;
- 13 ледоколов - общая группировка арктического ледокольного флота к 2030 г.;
- ведется работа по расширению арктического грузового флота:
- 132 судна высокого арктического класса - грузовой флот к 2030 г., с учетом инвестиционных планов грузоотправителей.
Перспективы СМП
Напомним, что согласно поправкам к Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 г.:- на СМП будет работать не менее 7 ледоколов проекта 22220;
- дополнительно будет построены до 2024 г.:
- 1 головной ледокол Лидер:
- 4 неатомных ледокола,
- 3 гидрографических и 2 лоцмейстерских судна, 16 аварийно-спасательных судов различной мощности до 2024 г.;
- до 2030 г.: еще 30 аварийно-спасательных судов различной мощности
Одним из приоритетных направлений развития морского транспорта является создание условий для развития СМП в качестве национальной транспортной коммуникации страны.
Для развития Севморпути будут учитываться международное использование и возможность обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке.