Глава TotalEnergies не исключает обострения ситуации на европейском газовом рынке в 2023 г.
Дефицита дизельного топлива в Европе П. Пуянне не ожидает, но рост цен неизбежен.
Источник: Twitter П. Пуянне
Заявления П. Пуянне из его интервью бельгийскому изданию L’Echo приводит Bloomberg.
По словам П. Пуянне, Европа получит из России меньше газа, чем в 2022 г., что вынудит снова наращивать реимпорт сжиженного природного газа (СПГ).
Это может привести к тому, что ситуация снова обострится.
П. Пуянне отмечает, что европейским странам нужно диверсифицировать поставщиков энергоносителей за счет долгосрочных контрактов.
В текущий осенне-зимний период (ОЗП) Европе удается поддерживать запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ) на уровнях выше обычного.
Этому способствовала аномально теплая погода и сниженный спрос.
Поставки СПГ, наоборот, оставались стабильно высокими.
По прогнозу Bloomberg, к концу ОЗП 2022/2023 гг. ПХГ в Европе будут заполнены примерно на 50%, кроме того, по данным BloombergNEF, уже есть договоренности, которые позволят наполнить их к следующему ОЗП.
На фоне столь оптимистичных условий цены на природный газ Европе в январе снизились на 30%.
Однако резкое сокращение поставок из России остается проблемой.
Европе приходится конкурировать за СПГ с Азией, а повышенный спрос затрудняет поставки грузов, необходимых для заполнения ПХГ.
Ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) неоднократно предупреждало, что энергетический кризис в Европе еще не пройден, следующая зима может оказаться намного тяжелее нынешней.
В числе факторов, усложняющих подготовку к ОЗП 2023/2024 гг. МЭА называло отсутствие российского газа, возвращение Китая на рынок в качестве импортера СПГ и небольшой рост предложения СПГ.
Дефицит газа в Европе (ЕС+Великобритания) в 2023 г. МЭА оценило в 30 млрд м3, отдельно ЕС - в 27 млрд м3.
П. Пуянне также заявил, что Европе не грозит дефицит дизельного топлива.
TotalEnergies обеспечивает загрузку всех своих перерабатывающих мощностей, в т.ч. в Саудовской Аравии, с приоритетом на поставки в Европу.
При этом затраты на транспортировку возрастут.
«Это старая история: поставки есть, но есть и цена, которую придется заплатить», - заявил П. Пуянне.
Эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов, включая дизельное топливо, вступает в силу 5 февраля 2023 г.
Некоторые аналитики предупреждают, что это может привести к дефициту на континенте.
По данным Goldman Sachs Group, на Россию приходится 15% мировых потоков дизельного топлива, причем 80% из них до недавнего времени поставлялось в Европу.
Данные Vortexa показывают, в 2022 г. ЕС импортировал из России около 220 млн барр. дизельного топлива.
По данным МЭА, российский экспорт дизельного топлива в декабре 2022 г. вырос до многолетнего максимума в 1,2 млн барр./сутки, из которых 720 тыс. барр./сутки предназначались для ЕС.