Тезисы председателя правления А. Рыбакова:
- В 1м полугодии завершена реализация нескольких значимых инвестиционных проектов, в тч строительство магистрального нефтепровода Гомель-Горки.
Зачем строили МНП Горки-Гомель?
В последнее время особо о реализации этого проекта не распространялись.
Решение о строительстве МНП Горки-Гомель А. Лукашенко принял в апреле 2020 г.
Россия монопольно поставляет нефть в Беларусь, в апреле 2020 г. нужно было найти пути диверсификации, чтобы показать независимость от В. Путина.
Утекло с тех пор настолько много воды, что варианты поставок нефти из Украины или Польши сейчас кажутся откровенно экзотичными на фоне СВО РФ на Украине (см. за 14 августа 2022 г.).
Тогда еще не было выступлений против Батьки местной оппозиции.
На фоне периодических ценовых разногласий с Россией Белоруссия начала импорт танкерной нефти из альтернативных источников и появилась необходимость связать 2 белорусских НПЗ для оперативного распределения поступающей из портов (из Одессы и Клайпеды) нефти.
Разовые поставки осуществлялись из Норвегии, Саудовской Аравии, 2 партии поставили США, ежемесячно поставки осуществлял Азербайджан.
В сентябре 2020 г. Гомельтранснефть Дружба согласовала с оператором польского участка магистрального нефтепровода Дружба PERN технические регламенты на реверсные поставки нефти из Польши.
Гомельтранснефть Дружба в октябре 2020 г. отчиталась о начале строительства и стала оператором нефтепопровода.
Нефтепровод соединил 2 нитки МНП Дружба:
- Унеча - Полоцк;
- Унеча - Мозырь - Адамово.
Пропускная мощность - 6 млн т./год.
Ввод в эксплуатацию - в конце 2022 г.
Нефтепровод позволит снабжать НПЗ Нафтан и Мозырский НПЗ - с южного направления по МНП Одесса - Броды через Украину или по другому направлению при реверсе из Польши или Прибалтики.
Но сейчас эти поставки практически невозможны, и загрузить нефтепровод будет большой проблемой Батьки.