Тезисы В. Рукши:
- У нас получилось неожиданно восстановление такого исторического названия. Будет создано Федеральное государственное бюджетное учреждение Главное управление Северного морского пути, которому, кстати, в этом году исполняется 90 лет.
- Это не распределение полномочий между Росатомом и Минтрансом, это вопрос создания единого окна, чтобы судовладелец не обращался в 3-4 разных места, а имел возможность оперативно обращаться в одно место, а это место могло уже, имея общую информацию, консолидировать ее и выдавать судовладельцу.
- Когда мы говорим про круглогодичную навигацию, следом надо наставить слово регулярная. А вот на регулярную круглогодичную навигацию мы должны выйти в районе 2025-2026 гг, может, чуть позже.
По его словам, западные санкции не смогут повлиять на строительство самого современного мире атомного ледокола проекта Лидер.
В настоящее время в составе Атомфлота 6 атомных ледоколов, из которых
- 2 - новые универсальные атомоходы проекта 22220 Арктика и Сибирь водоизмещением 33 540 т,
- атомный контейнеровоз Севморпуть водоизмещением 61 тыс. т,
- 5 портовых буксиров ледового класса.
- В строительстве:
- 3 атомных ледокола проекта 22220,
- 1 - проекта 10510 Лидер,
- 5 портовых буксиров ледового класса.
Около 7 млрд руб. будет направлено на строительство портов Бухта Север и Северная Звезда.
Финансирование позволит круглый год возить грузы в восточном направлении, которое, по мнению аналитиков, станет самым перспективным на фоне санкций.
В 2021 г. грузопоток в акватории Северного морского пути составил 34,9 млн т, превысив целевой показатель в 31 млн т, рассказал зампред правительства, полпред в ДФО Ю. Трутнев.
При этом ранее А. Чекунков, пытаясь удивить журналистов и блогеров, сообщал, что грузопоток планируют увеличить до 100 млн т к 2025 г. за счет углеводородов.
Тезисы Ю. Трутнева:
- Сейчас объем перевозок по Севморпути составляет менее 3% от объема перевозок Суэцкого канала. Главная причина такого показателя - климат.
- В последние годы потепление по чуть-чуть раздвигает временной коридор навигации на Севморпути, но пока этот период ограничен и России нужно как можно больше ледоколов.
- Помимо этого нужны стабильная связь на протяжении всего маршрута, метеорологическое обеспечение, пункты оказания помощи, бункеровка, а также аэропорты и железные дороги, которые будут подходить к портам.
Ключевых перевозчиков 4: НОВАТЭК, Роснефть, Норникель и Северная звезда.
При этом НОВАТЭК стремительно наращивает арктический флот и заинтересован в развитии судоремонтной базы на российском Дальнем Востоке для СПГ-танкеров.
Зампред правительства подытожил: поскольку обязательства зафиксированы, компании понимают весь уровень ответственности, то и у правительства сомнений в достижении обозначенных целей тоже не возникает.
Председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Н. Корчунов заметил, что стратегический интерес к арктической магистрали не упал, а наоборот растет.
Государство должно поддержать судоремонтные предприятия, чтобы флот в ближайшие год-полтора не встал на прикол, сказал в своем выступлении глава Архангельской области А. Цыбульский.
Тезисы губернатора:
- Нам нужно создать такой сервис, который будет оказывать высококачественную услугу. В отложенной перспективе год-полтора наши суда будут становиться на прикол. Единственный механизм господдержки - инвестиции в судоремонтные доки.
- В качестве меры поддержки для частного бизнеса, заинтересованного в развитии доковых мощностей, предлагаю принять на федеральном уровне программу льготного лизинга, по аналогии с программой лизинга морских и речных судов, на срок от 15 лет под строительство новых и приобретение уже готовых доков с ограничением по их возрасту.
- Многие суда, которые обеспечивают северный завоз, доставку грузов на большие стройки в тч в Арктике, обслуживались в европейских портах. Сейчас эти порты не принимают российские суда на ремонт.
- Индонезия и Турция существенно повысили стоимость. До недавнего времени порядка 50% арктических судов коммерческого флота ремонтировались за рубежом - на верфях в Турции, Польше, Эстонии, Германии, Латвии, Норвегии.
- Прогнозируется резкий рост спроса на услуги ремонта с докованием гражданских сухогрузных и наливных судов в Архангельской области.
По прогнозным данным судовладельцев, которые приводит пресс-служба администрации Архангельской области, потребность в доковом ремонте арктического флота только в Архангельске в ближайшие годы вырастет в 2,5 раза, что потребует приобретения минимум одного дока мощностью 9 тыс. т.
Для ведущих северодвинских судостроительно-судоремонтных заводов Севмаш и Звездочка гособоронзаказ сформирован на 5 лет вперед - до 2027 г.
Вместе с тем, целый ряд предприятий в регионе (среди них - завод Красная Кузница, База технического обслуживания Архангельского тралового флота) занимаются ремонтом гражданских судов.
Если год назад запись на ремонт была 3-4 месяца, то в начале года с учетом возросших объемов уже 7-8 месяцев.
По словам А. Цыбульского, на сегодня предприятия принимают заказы на плановый ремонт на май - июнь 2024 г.
Наращивание доковых мощностей предприятий необходимо для полноценного обеспечения судоремонтных работ в Архангельской области, где на сегодняшний день ремонтируется порядка 25% судов арктического флота.