Об этом 10 июня 2022 г. сообщил Reuters со ссылкой на источники.
Это давно не секрет.
Проблемы со страхованием судов, в т.ч. танкеров, перевозящих российскую нефть, возникли после введения санкций Запада.
Западные компании отозвали страховое покрытие у попавшего под санкции СКФ.
3 июня 2022 г. ЕС ввел частичное эмбарго на российскую нефть и запретил компаниям из ЕС страховать ее поставки в третьи страны.
Ранее Financial Times писал, что ЕС договорился о введении аналогичного запрета на страхование с Великобританией, на которую приходится порядка 90% рынка страхования танкерных перевозок.
Перестрахование - это возможность разделить крупные по страховым суммам риски на маленькие доли и распределить их между несколькими компаниями.
Это позволяет избежать кумуляции рисков - разорения страховой компании при наступлении этого случая.
Не ожидая вступления санкций, на перестраховку в РНПК - дочку Банка России, еще в конце апреля 2022 г. потянулись российские страховые компании.
А когда ЦБ РФ увеличил гарантированный капитал РНПК с 37 до 750 млрд руб. передача контрактов в РНБК на перестраховку стали массовыми.
Увеличение гарантированного капитала РНПК расширит возможности российских страховщиков в сфере перестрахования рисков внутри России, создания дополнительных перестраховочных мощностей и управления новыми санкционными рисками.
РНПК:
- была создана довольно быстро в 2016 г. для перестрахования многомиллиардных стратегических проектов (Крымского моста) и оказавшегося под санкциями бизнеса;
- была обязана принимать не менее 10% санкционных рисков, которые отечественные страховщики пытаются перестраховать.
А кто-то, вообще, мог при наступлении убытка заблокировать выплату до снятия санкций.
Введение санкций ударило по авиаперевозчикам ростом риска неисполнения западными перестраховщиками обязательств по заключенным договорам защиты в рамках авиализинга.
Эту проблему авиастраховщики в РФ начали решать с РНПК путем замещения программы перестраховочной защиты, где перестраховщиком оказалась РНПК.
Ныне РНПК стала основной компанией, предоставляющей госгарантии и российским страховым компаниям, таким как Ингосстрах, который страхует российские танкеры, включая танкеры СКФ.
На сайте Ингосстраха говорится, что компания предлагает страхование ответственности судовладельца на сумму до 1 млрд долл. США.
Такая же сумма была гарантирована Японией и Индией для иранских поставок в 2012 г., когда Иран находился под санкциями.
Предоставляемых РНПК российским страховщикам гарантий будет достаточно, чтобы обеспечивать работу российского танкерного флота без необходимости прибегать к услугам западных компаний, которые не готовы работать с Россией.
Замена крупных международных страховщиков на РНПК может вызвать опасения в том, будут ли ее страховки признаны потребителями нефти.
Но рынок предполагает, что гарантии РНПК могут удовлетворить страны, которые продолжают покупать нефть в России.
В настоящее время уже более 50% экспорта российской нефти направляется в страны Азии, в основном в Индию и Китай.
Ни одна из этих не ввела запрет на работу с СКФ.
Услугами РНПК пользуется не только СКФ, но и большое число греческих компаний, интерес к услугам РНПК проявляет Индия.
Есть мнение еще одного источника в страховой отрасли, согласно которому средства РНПК могут оказаться быстро исчерпаны, т.к. деятельности компании не ограничивается сектором морских перевозок.
РНПК была создана Центробанком в 2016 г. в ответ на санкции Запада.
Компания осуществляет перестрахование рисков лиц, в отношении которых имеются ограничения, прямо или косвенно связанные с решениями иностранных государств или международных организаций и препятствующие их перестрахованию за пределами территории России.