USD 93.2519

-0.19

EUR 99.3648

-0.21

Brent 87.45

+0.25

Природный газ 2.06

-0

6 мин
...

Эксперты оценили перспективы российского флота и, связанными с ними, трудности развития арктических проектов

Российские моряки уже столкнулись с простаиванием танкеров и запретом захода в европейские порты, но есть ряд других проблем, из-за которых торпедируется развитие арктических нефтегазовых проектов

Эксперты оценили перспективы российского флота и, связанными с ними, трудности развития арктических проектов

Источник: Газпром нефть

Москва, 1 июн - ИА Neftegaz.RU. Эксперты выявили ряд проблем, с которыми столкнуться перевозчики из-за антироссийских санкций.
Санкционная политика, которая велась ранее, как правило, не касалась перевозок в целом, а косвенно затрагивала отрасль.
Однако, российские компании уже столкнулись с простаиванием танкеров и запретом захода в европейские порты, но если это проблема решаемая, и Минстранс уже разрабатывает хитрые уловки, то ряд других проблем выглядит более устрашающе.

Страхование судов

Великобритания и Евросоюз согласовали запрет на страхование российских судов с нефтью, пишет The Financial Times.
Запрет лишит перевозчиков российской нефти доступа на британский рынок страхования Lloydʼs of London — крупнейший для морских перевозок.
Таким образом, у России сократятся возможности экспорта нефти-сырца по морю, ей придется обращаться к менее надежным страховщикам.
Запрет на страхование морских перевозок российской нефти входил в 6й пакет санкций Евросоюза, о согласовании которого было объявлено 31 мая.
Однако без поддержки со стороны Великобритании, в юрисдикции которой находится Lloydʼs of London, он был бы фактически бесполезным.
По данным источников FT:
  • Представители британского рынка страховых услуг выступали против эмбарго.
  • Они указывали, что будет сложно точно установить происхождение нефти, которую перевозят суда, выходящие из российских портов.
  • Через порты в РФ идут, например, поставки нефти из Казахстана, которые не ограничены какими-либо санкциями.
4 источника в судоходстве и промышленности Reuters подтверждают - перемены произойдут в июне и июле.
По данным издания:
  • На международных морских страховщиков продолжают оказывать давление, чтобы они не страховали судоходные компании по всему миру, которые перевозят российскую нефть.
  • Даже суда, не принадлежащие России, теперь подвергаются риску быть брошенными западными страховщиками, если они перевозят российскую нефть.
  • Японские страховщики по-прежнему обеспечивают страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, до тех пор, пока они не связаны с компаниями, включенными в санкционные списки.
  • Вероятно, в России есть страховщики, способные разработать программы страхования ответственности перед третьими лицами и перестрахования, которые затем могут быть поддержаны суверенным фондом Китая или России или их комбинацией.
  • В отсутствие западных страховщиков Россия обращается к местным страховым компаниям, в том числе к 4му в стране поставщику услуг Ингосстрах.

Навигация

После череды продаж российских компаний, таких как Транзас и С-МАР, иностранным владельцам Британское адмиралтейство стало монополистом на рынке электронных навигационных карт и электронных изданий.
Как следствие, распространяющие эти продукты дилеры — британская компания Регистр Ллойда и финская Вяртсиля — прекратили в России поддержку картографических сервисов, пишет БИЗНЕС Online ссылаясь на данные российского производителя систем навигации и радиосвязи для морских и речных судов Навмарин.
По данным издания:
  • Рестрикции затронули электронные навигационные карты (ЭНК) морской зоны: океанов, морей, территориальных вод иностранных государств и портов с подходами.
  • Без поддержки остались навигационные системы, разработанные под операционную систему Windows. Кроме того, компания Microsoft прекратила поддержку собственных продуктов в России.
  • Также стали недоступны новые карты и обновления для мобильных картографических приложений известных брендов. Причем в некоторых приложениях стали недоступны ранее купленные карты.
  • Скорее всего, придется менять парк картплоттеров на более дорогие или ждать появления отечественных аналогов.
  • На морскую зону есть коллекция ЭНК управления навигации и океанографии министерства обороны России, которая покрывает океанскую зону и экономическую зону РФ.

Восточное направление

Источники Ъ ожидают сложностей с перенаправлением потока российской нефти в Азию, опасаясь нехватки танкеров, удорожания логистики и необходимости предоставлять крупные скидки, чтобы привлечь покупателей.
По данным издания:
  • Рынок может почувствовать дефицит нефти лишь ближе к 3му кварталу, но цены во многом будут зависеть от действий ОПЕК и США, а также возможного снятия санкций с Ирана.
  • В общем импорте нефти ЕС доля российских поставок уже заметно сократилась: в январе—феврале она составляла 30%, но из-за усилий ЕС по снижению зависимости от нефти из России упала до порядка 20% в апреле.
  • В 2021 г. РФ экспортировала в Европу около 105 млн т нефти, около 1/3 пришлось на поставки по трубопроводу МНП Дружба. Т.е. ЕС хочет запретить примерно 2/3 поставок из России, но реальный объем сокращения может быть выше с учетом намерений Польши и Германии, которые получают нефть по северной ветке МНП Дружба, отказаться от закупок к концу года.
Морские отгрузки нефти в ЕС уже были ограничены вступившими 15 мая адресными санкциями ЕС против Роснефти и Газпром нефти, но теперь они коснутся всего сектора.
Главным пострадавшим может стать ЛУКОЙЛ, поскольку он владеет долями в НПЗ в Румынии, Нидерландах, Италии и Болгарии и сейчас загружает их своей нефтью.
ЛУКОЙЛ в 2021 г. переработал около 20 млн т нефти на зарубежных заводах, что составляет более 26% всей добычи компании в России: теперь эти объемы необходимо будет перенаправить на другие рынки.
Сходные проблемы, хотя и в меньших масштабах, ожидают Роснефть с принадлежащим ей НПЗ в немецком Шведте (мощность 11,6 млн т): сейчас он получает сырье по Дружбе, как и завод Total в Лойне.

По мнению 2 собеседников Ъ:
  • Индийские трейдеры, которые собираются наращивать закупки сырья из РФ, будут требовать включения затрат на логистику в цену нефти.
  • С учетом «токсичности» российской нефти и трудностями с поиском судов покупатели будут настаивать на скидках.
В прошлом году страны ЕС завезли морем сырой нефти примерно на 32,7 млрд евро, или 68% всего импорта нефти из России.
Еще на 21,2 млрд евро морским путем Европа ввезла российские нефтепродукты.
По подсчетам Bloomberg, потери России из-за согласованного Евросоюзом частичного эмбарго на российскую нефть составят около 22 млрд долл. США/год:
  • около 10 млрд долл. США из-за запрета на морской экспорт нефти,
  • еще 12 млрд долл. США — от прекращения поставок по северной ветке МНП Дружба.
По крайней мере часть зафрахтованных компаниями из РФ судов снова выйдет на рынок, что снизит ставки чартера для других поставщиков нефти и даст им преимущество в конкуренции за потребителя.
В связи с этим большинство собеседников Ъ ожидают снижения добычи нефти в РФ, особенно ближе к концу года.

Прежде всего, как и в случае соглашения ОПЕК+, нефтяники будут сокращать производство на зрелых активах, а также на проектах, чья логистика была изначально ориентирована на экспорт в Европу:
  • Приразломное и Новопортовское месторождения Газпром нефти,
  • месторождения Требса и Титова (СП Роснефти и ЛУКОЙЛа Башнефть-полюс).

Спецфлот

Китайское издание International Shipping Network сообщает о потенциальных проблемах, с которыми может столкнуться Россия на Северном морском пути (СМП).
По данным издания:
  • В связи с усилением санкций ЕС 4 крупнейших мировых дноуглубительных гиганта один за другим ушли из российских арктических инфраструктурных проектов.
  • Только 5 компаний в мире могут завершить необходимые проекты дноуглубления в течение ограниченного времени плавания в Арктике, в тч 4 крупных европейских дноуглубительных гиганта
    • Нидерланды – Van Oord, Boskalis,
    • Бельгия – Jan de Nul, DEME,
    • Китай – China Communications Construction Corporation (CCCC).
  • Отечественный дноуглубительный флот России не может сравниться с мировыми гигантами по типу судов, эксплуатационным характеристикам, оборудованию и технологиям, поэтому обеспечить реализацию задачи развития портовой инфраструктуры на Северном морском пути сложно.
  • В настоящее время основными операторами земснарядов в России являются Росморпорт с флотом из 9 судов и Гидрострой с флотом из 5 судов. Кроме того, МРТС владеет 2 земснарядами, а Балтдрага и ОТЕКО - по одному земснаряду.
  • Участники рынка отмечают, что мощность всего российского дноуглубительного флота составляет 39 тыс. м3, в то время как мощность дноуглубительной компании DEME достигает 210 тыс. м3. С точки зрения дноуглубительных возможностей отечественного российского флота ни один масштабный проект на Северном морском пути невозможно завершить в установленные сроки.
В настоящее время ключевыми инфраструктурными проектами, реализуемыми на Северном морском пути России, являются
  • дноуглубительные работы в рамках проекта реконструкции Морского канала в Обской губе,
  • дноуглубительные работы нефтяного терминала в порту Бухта Север,
  • развитие терминала Утренний.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram