Правительству поручено:
- До 1 августа подготовить план развития Северного морского пути до 2035 г.
- Предусмотреть меры обеспечения жителей Арктики объектами социальной инфраструктуры до 1 декабря.
- Завершить работы по строительству ледостойкой самодвижущейся платформы Северный полюс до 1 июля.
- Определить сроки и объем поставок судов ледокольного флота для Северного морского пути.
- Определить единого оператора для завоза продукции в районах Крайнего Севера.
- Представить предложения по субсидированию кредитов, привлекаемых для северного завоза.
- Начать строительство судов аварийно-спасательного флота не позднее 2025 г.
Предполагалось, что госкорпорация заберет ряд функций от Минтранса и будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику СМП.
Но Минтранс выступил против сокращения своих полномочий, и между госструктурами какое-то время шла борьба за управление СМП.
По мнению аналитиков, опрошенных Ъ, проблема возникла не столько из-за отсутствия единого центра управления СМП, сколько из-за системного сбоя в логистике на арктических акваториях.
Напомним, ряд проблем выявил Певекский кризис в 2021:
- Целый караван судов буквально вмерз в лед вв ноябре 2021 г. из-за неготовности к арктическим условиям, судам пришлось дрейфовать в ожидании ледоколов в течении нескольких недель.
- Ошибки в планировании северного завоза привели к срывам поставок продуктов первой необходимости в удаленные регионы Дальнего Востока.
- Согласно майскому указу 2021 Г. президента России В. Путина, грузопоток по Северному морскому пути (СМП) к 2024 г. должен вырасти более чем в 2 раза, до 80 млн т/год.
- СМП к 2035 г. станет международным и национальным морским транспортным коридором, который будет конкурировать с южным маршрутом через Суэцкий канал.
- Директор дирекции СМП В. Рукша пророчил магистрали до 10% трафика с Суэцкого канала.
- ТАСС сообщал, что на развитие СМП до 2024 г. планируется выделить 268 млрд руб. из федерального бюджета.
- В инвестициях также заинтересованы иностранные инвесторы из Индии, ОАЭ, Китая.
Стоит отметить, что о сокращенных сроках говорить можно только в период летней навигации.
При толщине льдов до 2 м, с проводкой 2 ледоколов суда идут по СМП со скоростью 2-3 узла, и об экономии времени говорить не приходится.
Наглядный пример - доставка моделей для проекта Арктик СПГ 2:
- 2 полупогружных судна вышли из китайских портов с разницей в 1-2 дня;
- судно AUDAX доставляло модули по Северному морскому пути, маршрут занял 51 сутки;
- грузовоз XIANG HE KOU одновременно пошел с подобным грузом через Суэцкий канал, маршрут занял 53 суток.
Однако, антироссийские санкции, очевидно, внесут коррективы в темпы развития этих проектов.
Хотя, спецпредставитель Росатома по вопросам развития Арктики В. Панов напротив выставил ситуацию в выгодном свете.
Мол, санкции могут привести к увеличению спроса на ледокольную проводку по восточной части СМП, тк растет спорт на энергоресурсы со стороны азиатских покупателей.
Согласно сервисам отслеживания судов:
- ледокольные проводки в восточной части СМП практически не осуществляются,
- танкеры-газовозы из порта Сабетта уходят в западном направлении.
Пока судьба СМП не решена до конца, информация о ледовой обстановке на официальном сайте nsra.ru дается с запозданием 2 недели, доступной информации о движение судов в акватории вовсе нет.
Остается надеется, что централизованное управление магистралью будет эффективнее, а Единая платформа цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП) сможет оперативно давать информацию.
Согласно тендерной документации, работы по созданию ЕПЦС СМП должны быть завершены в феврале 2024 г.
При этом протопит будущей ЕПЦС должен быть готов уже в октябре 2022 г.