Об этом сообщила пресс-служба Атомфлота.
О каботаже на СМП впервые поговорили в 2021 г.
Контейнеровоз, на борту которого находится около 6 тыс. т генерального груза, вышел из г. Мурманска в направлении Енисейского залива.
Тезисы первого заместителя гендиректора - директора по судоходству Атомфлота Л. Ирлицы:
- планируется, что «Севморпуть» самостоятельно проследует в направлении Енисейского залива;
- в самом заливе и в акватории реки Енисей его возьмет под проводку универсальный атомный ледокол «Сибирь»;
- после постановки к ранее подготовленному ледовому причалу в припае реки Енисей экипаж контейнеровоза обеспечит выгрузку;
- работы продлятся до 9 дней;
- при благоприятных гидрометеорологических условиях переход из порта Мурманск до места выгрузки займет 6 дней.
- Росатом намерен сделать каботажные перевозки по СМП с помощью атомного контейнеровоза «Севморпуть» регулярными и по четкому расписанию;
- обеспечить развитие Северного морского пути в качестве полноценного морского коридора, который увязывает Дальний Восток с Северо-Западом России;
- важнейшим элементом для решения этой задачи является движение по расписанию;
- можно сказать, это «морская электричка», которую мы предполагаем запустить, начиная уже с 2022 г.
Контейнеровоз «Севморпуть»
Единственное транспортное судно с ядерной энергетической установкой.Контейнеровоз был построен в г. Керчи на судостроительном заводе «Залив».
Заложен 2 ноября 1984 г., спущен на воду 20 февраля 1986 г.
Введен в эксплуатацию 31 декабря 1988 г.
С момента подъема флага и начала работ контейнеровоз «Севморпуть» прошел 302 тыс. морских миль, перевез более 1,5 млн т грузов, осуществив за это время всего лишь 1 перезарядку ядерного реактора.
В 2009 г. хотели утилизировать контейнеровоз Севморпуть.
Но в 2013 г. было решено не утилизировать, а восстановить его.
Но загрузить лихтеровоз не так просто.
Нужны причалы, нужны грузы и тд.
Хотели его даже поставить на линию доставки рыбы с Дальнего Востока, но чем загрузить в обратном направлении?
Ныне очередная попытка - каботаж.
Пока - маршрут только до Енисея, но и это сложно, поскольку нужен обратный гпуз.
Возможно каботажная электричка будет ходить до Дальнего Востока.
Основные характеристики:
- длина - 260,3 м,
- ширина - 32,2 м,
- водоизмещение - 61 тыс. т,
- мощность главной установки - 40 тыс. л. с.,
- скорость хода на чистой воде - 20 узлов.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 м со скоростью около 2х узлов.
Атомная энергетическая установка судна не ограничивает дальность плавания.
Вспомогательная установка позволяет обеспечить дальность плавания до 6 тыс. морских миль при приеме полного запаса дизельного топлива.
Обводы и прочность корпуса позволяют использовать судно в арктическом бассейне под проводкой ледокола, а также при самостоятельном плавании в ледовых полях.
Судно двойного назначения - небольшая переделка, и Севморпуть может стать десантным корблем с неограниченным регионом плавания.
АЛК Севморпуть - реальная арктическая замена французских десантных вертолетоносцев типа Мистраль, непоставленных в 2015 г.
Аналогов нет.
Амбиции Росатома по СМП
Госкорпорация рассчитывает, что Северный морской путь к 2035 г. все же станет международным и национальным морским транспортным коридором, который будет конкурировать с южным маршрутом через Суэцкий канал за счет скорости доставки грузов.По данным Росатома, транзит через СМП из Европы в Азию:
- экономит до 19 дней пути,
- на 20–25% дешевле, чем текущие евроазиатские ставки фрахта.
В 2021 году грузопоток составил 34,85 млн т.
8 февраля 2022 г. Атомфлот заключил договор на создание Единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП).
Исполнителем работ выступает Гринатом – ИТ-интегратор Росатома.
Создание ЕПЦС СМП – это один из элементов Единого плана мероприятий по реализации госполитики РФ в Арктике на период до 2035 г. и Стратегии развития Арктической зоны РФ.
Согласно условиям контракта работы по созданию ЕПЦС СМП должны быть завершены в феврале 2024 г.
При этом протопит будущей ЕПЦС должен быть готов уже в октябре 2022 г.