USD 91.9829

+0.11

EUR 100.2432

+0.27

Brent 86.63

-0.29

Природный газ 1.708

-0.01

6 мин
...

Каботаж. Ю. Трутнев провел совещание о развитии инфраструктуры Севморпути

Открывая совещание, Ю Трутнев напомнил, что правительство уделяет большое внимание развитию Арктической зоны России.

Каботаж. Ю. Трутнев провел совещание о развитии инфраструктуры Севморпути

Москва, 2 апр - ИА Neftegaz.RU. Зампредседателя правительства - полномочный представитель президента в ДФО Ю. Трутнев провел совещание по вопросам развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП), в т. ч. организации регулярных судоходных контейнерных линий и каботажных перевозок.

Об этом сообщила пресс-служба Минвостокразвития РФ.

В. Путин активно интересуется СМП, но международная общественность пока не слишком активно использует этот северный маршрут.

Вот и ряд губернаторов уже просят расширить границы СМП.

Любопытно, что летом 2020 г. Комитет г. Санкт-Петербурга по делам Арктики был намерен подготовить предложения от города по вопросу доставки рыбы с Востока на Запад через СМП.


На совещании Ю Трутнев напомнил:

  • правительство уделяет большое внимание развитию Арктической зоны России;
  • приняты такие стратегически важные документы:
    • указ президента «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»
    • «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации»
    • разработана и внесена в правительство новая государственная программа развития региона;
    • реформированы законы, регулирующие арктическую предпринимательскую деятельность, благодаря чему российская Арктика стала крупнейшей в мире экономической зоной
  • активизирована работа по развитию Северного морского пути:
    • рост объемов перевозок за последние 5 лет составил 5,5 раз;
    • в 2020 г. объем перевозок составил 33 млн т.;
  • первоочередная задача - создать комфортные условия для жизни и работы людей в Арктике;
  • особенности Арктического региона:
    • сложные климатические условия,
    • низкая плотность транспортной инфраструктуры,
    • недостаточная протяженность железных, автомобильных дорог с твердым покрытием,
    • морские и речные перевозки часто становятся безальтернативным вариантом доставки грузов;
  • основные транспортные задачи региона:
    • доставка грузов населения в отдаленные северные регионы,
    • северный завоз,
    • вывоз добытых в Арктической зоне ресурсов.
  • согласно указу В. Путина, необходимо довести объем перевозок до 80 млн т/год к 2024 г.

Тезисы министра по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекункова:

  • стратегическая задача и возможность для России - превращение СМП в международный конкурентный транспортный коридор, который позволит:
    • реализовать преимущества в расстоянии и сроках доставок как транзитных грузов между Азией и Европой,
    • активизировать доставку грузов между регионами РФ, таким образом способствуя развитию городов, населенных пунктов и экономических проектов на севере страны;
  • крайне важны в этом плане контейнерные перевозки;
  • развитие конкурентных перевозок контейнерных грузов, в тч каботажных, становится возможным в связи:
    • с развитием российского ледокольного флота,
    • удлинением периода навигации,
    • мерами, которые правительство предпринимает по развитию СМП;

На совещании рассматривались меры государственной поддержки морских перевозок между субъектами РФ, имеющими непосредственное отношение к СМП, а также расположенными на прилегающих к нему территориях.

Обсуждалось формирование в пилотном режиме регулярного контейнерного маршрута и организация каботажных перевозок.

А. Чекунков отметил: «Важно реализовать пилотный регулярный маршрут, организовать каботажные перевозки с тем, чтобы показать всему миру, что это работает. И, таким образом, поменять отношение участников рынка, в том числе стивидорных и страховых компаний к этому маршруту - не как к сложному и чему-то необычному, а сделать Северный морской путь стандартным мейнстримовым маршрутом».

Предложения о создании регулярного контейнерного маршрута в пилотном режиме было поддержано главами регионов.

Тезисы губернатора Мурманской области А. Чибиса:

  • создание регулярного контейнерного маршрута позволит учесть потребность арктических и дальневосточных регионов на морском пути от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока в модернизации морской и прибрежной инфраструктуры с созданием западного и восточного центров управления грузами по СМП.

Было отмечено, что контейнерные перевозки по СМП уступают по экономической эффективности транспортировке грузов через Суэцкий канал, однако имеют достаточную рентабельность, чтобы быть реализованными на принципах государственно-частного партнерства и стать основой для получения масштабной макроэкономической отдачи.

Ю. Трутнев добавил:

  • СМП короче, и провозка грузов по нему не должна быть дороже;
  • не исключено, что для того чтобы сделать это реальностью, нужна будет госпрограмма;
  • Минвостокразвития и Росатом должны провести анализ стоимости перевозок по СМП и представить в правительство предложения, обеспечивающие конкурентоспособную себестоимость.

Еще одним вопросом обсуждения стала перевозка рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны.

Тезисы президента группы Рускон С. Березкина:

  • отдельная сложность перевозок - нехватка рефрижераторных контейнеров, необходимых для транспортировки рыбной продукции - ключевой номенклатуры грузов с Дальнего Востока;
  • целесообразно развивать каботажные перевозки через создание регулярной контейнерной линии по СМП, которая может быть реализована при комплексной государственной поддержке и координации всех участников процесса.

Заместитель гендиректора Росатома - директор дирекции СМП В. Рукша:

  • госкорпорациеЙ организованы экспериментальные рейсы атомного лихтеровозова «Севморпуть» для перевозки контейнеризированной рыбопродукции по СМП:
    • в 2019 г. было перевезено 8,5 тыс. т/год в 204 рефрижераторных контейнерах и 66 контейнеров с другими грузами из г. Петропавловска-Камчатского в г.Санкт-Петербург,
    • в 2020 г. - лишь около 6,5 тыс. т/год в 206 рефрижераторных контейнерах из порта Восточный и г. Петропавловска-Камчатского в г. Санкт-Петербург,
  • во время этих экспериментальных рейсов были зафиксированы проблемы, не позволяющие выйти на необходимую экономическую эффективность морских перевозок для судовладельца:
  • отсутствие постоянной загрузки с запада на восток для судов, осуществляющих перевозку рыбы из ДФО в центральные регионы России по СМП, в результате чего суда вынуждены осуществлять переход в балласте;
  • отсутствие постоянной загрузки рыбопродукцией с востока на запад из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке перевозок и недостаточная ответственность грузоотправителей за отказ от отправки рыбопродукции по Севморпути;
  • недостаточно развитая инфраструктура морских портов в непосредственной близости от границ СМП для единовременной обработки крупных партий рефрижераторных контейнеров.

Ю. Трутнев поручил:

  • Минвостокразвития, Минтрансу и Минпромторгу совместно с заинтересованными организациями - представить прогноз потребности в рефрижераторных контейнерах;
  • Росатому - представить в правительство предложения по установлению ответственности грузоотправителей за отказ от отправки по СМП;
  • Минвостокразвития - рассмотреть возможность расширения механизма «квоты в обмен на инвестиции» для увеличения объемов перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны и стимулирования производства рефрижераторных контейнеров.

Обсуждались предложения по совершенствованию механизмов северного завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним места.

Ю. Трутнев:

  • Северный завоз - то, от чего зависит обеспечение удаленных регионов нашей страны;
  • нужно посмотреть всю цепочку, все затраты, все препятствия и внести предложения, чтобы этот механизм работал в интересах граждан;
  • поручил Минэкономразвития и Минвостокразвития представить в правительство предложения по эффективному использованию северного завоза;
  • поручил Росатому представить в правительство предложения по возможному установлению регулярного расписания проводки по СМП;
  • такое расписание позволит грузоотправителям понять, в какие сроки формируются караваны, чтобы не нужно было просить, писать заявки, а можно было бы заявиться на уже сформированный караван.
Ю. Трутнев - итоги совещания:

  • работа над развитием СМП как международного конкурентного коридора продолжится в плановом режиме;
  • СМП становится:
    • все больше по количеству провозимых грузов;
    • все длиннее с точки зрения навигационного периода;
  • нужно еще много сделать для того, чтобы:
    • проект состоялся,
    • маршрут стал действительно конкурентным транспортным коридором.

В совещании приняли участие Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекунков, гендиректор Росатома А. Лихачев, заместитель гендиректора Росатома - директор дирекции СМП В. Рукша, президент группы Рускон С. Березкин, заместитель исполнительного директора по безопасности судоходства компании Ленское объединенное речное пароходство М. Барбашев, губернатор Республики Коми В. Уйба, губернатор Камчатского края В. Солодов, губернатор Мурманской области А. Чибис, специальный представитель Росатома по вопросам развития Арктики, заместитель председателя госкомиссии по вопросам развития Арктики В. Панов.



Автор: А. Шевченко, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram