Вопрос не снят. Транснефть может законсервировать нефтепродуктопровод своей белорусской дочки
Решение Белоруссии об отмене экологического налога может оказаться запоздавшим
Источник: Запад-Транснефтепродукт
Об этом Ъ сообщил 24 февраля 2022 г.
Запад-Транснефтепродукт осуществляет транзитную транспортировку светлых нефтепродуктов с российских и белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по системе МНПП на территории Белоруссии на экспорт в направлении Украины, Латвии и Венгрии.
Система МНПП Запад-Транснефтепродукта начинается от линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) Унеча в Брянской области, откуда северная нитка идет через Белоруссию в порт Вентспилс (Латвия), а южная - через Белоруссию и Украину в Венгрию.
В 2020 г. Белоруссия ввела экологический налог на транзит российской нефти и нефтепродуктов, а с 2021 г. повысила ставку налога на прибыль для компаний, осуществляющих транзит нефти и нефтепродуктов, с 18% до 50%.
Это привело к тому, что прокачка стала сильно сокращаться, составив в 2021 г. 3,4 млн т, что в 2 раза ниже по сравнению с показателем 2020 г.
Запад-Транснефтепродукт стал убыточным, из-за чего Транснефть начала думать о приостановке деятельности белорусской дочки.
19 февраля 2022 г. на правовом интернет-портале Республики Беларусь был опубликован указ президента страны А. Лукашенко, обнуляющий обе ставки.
Согласно документу, ставка экологического налога устанавливается в размере на перемещение 1 т нефтепродуктов/100 км в 0 руб. (по нефти ставка сохранена в размере 0,35 бел. руб./т на 100 км).
Кроме того, документом предусмотрена отмена ставки налога на прибыль в размере 50%, установленной для организаций, осуществляющих транспортировку по территории Белоруссии по МНП/МНПП транзитом.
Указ вступил в силу после опубликования, но его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Однако это решение может оказаться запоздавшим и не поможет восстановить экономическую эффективность работы Запад-Транснефтепродукта.
Российские нефтеперерабатывающие компании переориентировали объемы с порта Вентспилс на другие направления и возвращение к этому маршруту не соответствует поручению президента РФ В. Путина о перенаправлении грузов из Прибалтики в российские порты.
По словам советника президента Транснефти И. Демина, на 2022 г. на это направление заявок на прокачку нет.
Поставки по южной нитке в направлении Венгрии пока невозможны из-за акционерного конфликта.
Транснефть в 2016 г. продала систему Прикарпатзападтранс швейцарской International Trading Partners, но Украина впоследствии национализировала трубопровод.
При этом находящее в трубе технологическое дизельное топливо (около 1,5 млн т) остается частной собственностью.
Стороны уже несколько лет не могут договориться об условиях использования маршрута.
Еще одним вариантом использования МНПП Запад-Транснефтепродукта могла бы стать реверсная поставка нефтепродуктов с НПЗ Белоруссии в направлении российских портов на Балтийском море, вероятнее всего в направлении Приморска.
Однако данный маршрут может быть рентабельным только при прокачке более 5 млн т/год, тогда как Белоруссия готова обсуждать поставки 2 млн т/год.