Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
Танкер-газовоз Великий Новгород:
- вошел в Балтийское море 20 февраля 2022 г;
- следует с плавучего завода по производству сжиженного природного газа (FLNG) Hilli Episeyo, откуда отбыл 7 февраля 2022 г;
- в настоящее время проходит к югу от датского о. Борнхольм и следует в восточном направлении.
Осадка - 11,6 м (при максимальной осадке 12,2 м), что свидетельствует о том, что судно следует с грузом.
- пункт назначения - «к заказчикам в Балтийском море» с датой прибытия 22 февраля 2022 г;
- это означает, что, как минимум, промежуточный пункт назначения - будет Гданьский залив, где до этого ожидали 2 других танкера-газовоза с партиями СПГ Газпрома.
Маршал Василевский прибыл в Гданьский залив 25 января 2022 г. из бельгийского порта Зебрюгге.
Вместимость грузовых танков Маршала - 174 тыс. м3 СПГ (102,3 млн м3 газа после регазификации).
Затем в течение 9 дней Маршал курсировал в Гданьском заливе, пока вечером 2 февраля 2022 г. не пришвартовался к морскому причалу СПГ-терминала в Балтийском море в акватории севернее района Пионерский - Зеленоградск.
У родного причала Маршал находится уже в течение 20 дней, никаких посторонних судов рядом с ним нет, кроме буксиров Njord и Briz.
Танкер-газовоз Energy Integrity (вместимость 174 тыс. м3 СПГ) с грузом СПГ из Камеруна:
- пришел в Гданьский залив 4 февраля 2022 г., где находился до утра 16 февраля 2022 г;
- затем ушел на север, на время выпав из зоны приема сигнала AIS;
- вечером 18 февраля 2022 г. обозначился у берегов Латвии, но дальше не пошел, начав курсировать вдоль побережья от Вентспилса до Лиепаи;
- рано утром 21 февраля взял курс на север, а затем сменив курс на северо-запад, а затем вообще повернул на юго-запад.
Калининградское ПХГ
В первую очередь речь идет о Калининградском подземном хранилище газа (ПХГ).
1я очередь Калининградского ПХГ, создаваемого в соляных кавернах, была введена в сентябре 2013 г.
Далее ПХГ последовательно расширялось и в 2017 г. объем оперативного резерва газа в ПХГ вырос более чем в 2 раза - с 70 до 156 млн м3.
В январе 2019 г. Маршал Василевский торжественно регазифицировал и направил в Калининградское ПХГ 1ю партию СПГ, таким образом протестировав систему обеспечения энергетической безопасности Калининградской области на случай перебоев с транспортировкой газа в Калининградскую область через Литву по магистральному газопроводу (МГП) Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград (МВКК).
Затем Маршал Василевский более чем на 2 года работал танкером-газовозом, а Калининградская область обеспечивалась газом по МГП МВКК.
Причем в феврале 2021 г. литовский газотранспортный оператор Amber Grid по просьбе Газпрома останавливал транзит газа по МГП МВКК по просьбе Газпрома, что скорее всего связано с тестированием Калининградского ПХГ.
Сейчас прибытие Маршала Василевского и др. танкеров-газовозов может быть связано с новым этапом тестирования систем Калининградского ПХГ.
На данный момент, по данным Amber Grid, транзит газа в Калининградскую область продолжается в типичных для февраля объемах.
Однако, не исключено, что вновь потребуется провести тестирование и транзит может быть приостановлен.
Впрочем, в СМИ высказываются опасения о полной остановке трубопроводных поставок газа в Калининградскую область через Литву на фоне обострения ситуации на Украине.
Подстраховка не исключена, но, скорее всего, речь идет именно о тестировании Калининградского ПХГ.
На текущий момент, по данным на сайте Газпрома, в эксплуатации находятся 4 резервуара, оперативный резерв газа составляет 174 млн м3.
В 2025 г. с вводом новых резервуаров для хранения газа в соляных кавернах будет достигнута проектная мощность - объем оперативного резерва газа составит 800 млн м3, производительность - 12 млн м3/сутки.
КСПГ Портовая
Вторым элементом автономного газоснабжения Калининградской области является комплекс по сжижению газа (КСПГ) Портовая, который Газпром строит в Ленинградской области.Среднетоннажный СПГ-завод (1,5 млн т/год) построен на компрессорной станции (КС) Портовая, головной станции МГП Северный поток.
Территориально завод на северо-восточном побережье Финского залива, между бухтами Портовая и Дальняя на мысе Конек.
КСПГ Портовая планировалось запустить еще в конце 2018 г., но проект задержался.
Не исключено, что именно туда следует Energy Integrity.
В последнее время появились сигналы о том, что проект приближается к запуску.
В конце ноября 2021 г. к причалу КСПГ Портовая прибыл танкер-газовоз Портовый, который должен использоваться как плавучее хранилище сжиженного природного газа (FSU) на КСПГ Портовая.
В январе 2022 г. по проекту КСПГ Портовая получено положительное заключение федерального государственного экологического надзора о соответствии строительства требованиям в области охраны окружающей среды, а также проектной документации (ЭкоЗОС).
Также в январе 2022 г. в порт Санкт-Петербург прибыл танкер-бункеровщик Дмитрий Менделеев, предназначенный для заправки судов СПГ, который планируется получать с КСПГ Портовая.
Все это позволяет ожидать, что проект-долгострой все-таки приближается к запуску.