По его словам, арктические проекты меняют свою стратегию и логистику, в тч благодаря развитию Северного морского пути.
А. Николаев уверен, что развитая логистика по СМП позволяет говорить о том, что месторождения, которые уже есть и которые теоретически могут быть в Арктике, становятся абсолютно рентабельными.
Якутия активно развивает минерально-сырьевую базу региона за счет геологоразведочных работ на действующих месторождениях и в новых поисковых зонах.
Именно поэтому СМП представляется перспективным с точки зрения доступа к рынкам АТР.
В одноименном поселке Булунского района на севере Якутии на побережье моря Лаптевых расположен морской порт арктической зоны Тикси.
Тикси, поселок городского типа и административный центр Булунского района Якутии, в 1970–1980 гг. был столицей Советской Арктики и до сих пор считается морскими воротами Северного морского пути.
В советское время морской порт использовали как основную распределительную базу северного завоза для всех арктических территорий России.
Летом 2021 г. председатель правительства Якутии А. Тарасенко представил проект создания глубоководного порта этом районе.
По его словам, рассматривается вариант расширения границ порта Тикси и строительство современного морского терминала в 112 км от административного центра Булунского района - Найбы.
- Преимуществом данного места для строительства нового порта является защищённость от сгонных ветров и глубоководность
- Модернизация Тикси позволит нарастить объем грузоперевозок по СМП в целом и обеспечить дополнительные грузопотоки и для морского порта Архангельска.
Нефтяники осторожно присматриваются к запасам.
Да и навигация по СМП только отлаживается.
Уже сейчас очевидны некоторые проблемы, которые часто подмечают эксперты:
- децентрализация администрирования транспортной магистрали,
- недостаточность средств обеспечения навигации в тяжелых ледовых условиях.
Эксперт в области ТЭК А. Соколов отмечает, что на СМП присутствует большое количество акторов, представляющих как государство, в частности, Минтранс, администрацию СМП, местные власти и тд, так и бизнес, прежде всего, это Росатом и российские сырьевые мейджоры.
Свои действия эти акторы зачастую друг с другом не координируют, и действуют автономно, что приводит, а самое главное, будет приводить и в будущем, к кризисам типа Певекского в декабре 2021 г., считает А. Соколов.
Эксперт уверен, что ледокольный и спасательный арктический флот, а также портовая инфраструктура нуждаются в серьезной модернизации и централизованного управления.
Стоит отметить, что в связи с приходом железной дороги в центральную Якутию постепенно меняется схема перевозки грузов в республику.
Прогнозируемый грузооборот проектируемого порта вблизи Тикси составит
- к 2032 г. 18 млн т/год по базовому сценарию,
- 23 млн т/год по интенсивному.
В 2021 г. доля нефтегазового комплекса впервые превысила долю алмазодобычи в структуре ВРП Якутии и составила 26,3% от общего ВРП.
Это все лишь 1е успехи, однако, власти Якутии только наращивают амбиции.
Одним из перспективных направлений развития региона глава назвал кластерный подход к геологическому изучению территории.
В качестве примера А. Николаев назвал месторождение Кючус, где со строительством атомной станции малой мощности откроются возможности для создания промышленно-технологического кластера по добыче золота, угля и других полезных ископаемых.
Кроме этого, отрасль нуждается в масштабной цифровизации, в тч с применением больших данных, а также в обновлении материальной базы добывающих и сервисных компаний, добавил глава.
Напомним, проект, получивший название Геология: возрождение легенды, вошел в перечень из 42 стратегических инициатив (проектов), утвержденных Правительством России.