Опубликованное 21 июля 2021 г. совместного заявления Госдепа США и МИД ФРГ, касающееся МГП Северный поток-2 и поддержке энергетических преобразований на Украине, руководство газовой отрасли страны считает недостаточным для сохранения транзита после 2024 г., а послание главы Газпрома А. Миллера вообще было неправильно понято.
Нафтогаз: неприемлемые условия
Глава Нафтогаза Ю. Витренко 24 июля 2021 г. в интервью каналу Украина 24 назвал предложения Газпрома по сохранению транзита газа через ГТС Украины после 2024 г. неприемлемыми.Тезисы от Ю. Витренко:
- предложения по сохранению транзита через Украину в обмен на невыгодные закупки российского газа для Украины дискриминационны и неприемлемы,
- это (заявление А. Миллера) можно совместить с предыдущими заявлениями В. Путина, которые фактически состоят в том, что они хотят, чтобы Украина напрямую договаривалась с Россией,
- но эти договоренности, и В. Путин намекал на это прямо, включали и импорт российского газа,
- и так всегда было, что россияне настаивали, чтобы мы покупали много российского газа по цене, которая значительно выше рыночной,
- следствием всего этого было то, что мы в среднем платили на 5 млрд долл. США больше за российский газ, чем мы получали за транзит,
- вот такое продление транзита, когда Украина еще должна доплачивать России, не нужно,
- Украина сейчас тратит меньше на весь импортированный газ, чем получаем за транзит,
- Украина в плюсе, получает деньги в госбюджет,
- какие-то договоренности, которые приводят к тому, что деньги из Украины идут в Россию, Украине не нужны.
Резкую реакцию Ю. Витренко вызвал комментарий А. Миллера по поводу совместного заявления США и Германии по реализации МГП Северный поток-2 и транзиту газа через Украину после окончания в 2024 г. текущего контракта.
В т.ч. документ предусматривает участие Германии в продлении транзитного договора между Россией и Украиной на 10 лет.
А. Миллер тогда подтвердил готовность Газпрома к продолжению транзита газа через Украину, в т.ч. и после 2024 г., исходя из экономической целесообразности и технического состояния украинской ГТС.
Участие Германии в переговорах А. Миллер поприветствовал, поскольку объемы транзита будут зависеть от планов крупнейшего импортера российского газа по декарбонизации.
Также А. Миллер отметил, что вопросы новых объемов закупок газа из России для транзита через территорию Украины должны решаться на рыночных условиях и по рыночным ценам.
Для объемов новых закупок российского газа по украинскому маршруту суммарно выше текущих транзитных обязательств Газпром готов даже увеличить объемы транзита через Украину.
Вот на этот момент и среагировал Ю. Витренко, посчитав, что это предложение увязывает продолжение транзита с прямыми поставками российского газа на Украину.
Напомним, что Украина с 2015 г. не осуществляет прямые закупки российского газа и фактически перекупает его у Европы.
С начала сентября 2020 г. Украина начала пользоваться виртуальным реверсом, фактически получая российский газ на своей территории вместо реальных реверсных поставок.
До 2020 г. виртуальному реверсу препятствовали условия транзитного контракта, но при заключении нового контракта в конце 2019 г., ограничения на виртуальный реверс для Украины было снято.
Новый транзитный контракт предусматривает транзит российского газа через ГТС Украины в объеме 65 млрд м3 в 2020 г. и по 40 млрд м3/год в 2021-2024 гг.
Также в конце 2019 г. Газпром и Нафтогаз подписали протокол о газовом сотрудничестве, согласно которому стороны могут рассмотреть прямые поставки газа на Украину со скидкой от цены европейского хаба (NCG) в зависимости от объемов.
Не так поняли
Острая реакция Ю. Витренко, вынудила Газпром дать отдельный комментарий.Пресс-служба российской компании напомнила, что в ранее озвученном заявлении прямые закупки российского газа Украиной вообще не упоминались, а речь о «новых закупках» шла в контексте спроса на газ в Германии.
Тезисы от Газпрома:
- обращаем внимание, что никто не предлагал Украине покупать российский газ,
- комментарий А. Миллера адресован партнерам Газпрома из стран ЕС, в первую очередь - немецким,
- речь идет об объемах транзита через Украину после 2024 г. в соответствии с новыми объемами закупок российского газа компаниями стран ЕС по новым контрактам,
- Газпром в этой связи, в т.ч., заботит вопрос декарбонизации экономики ЕС.
Украине нужно больше гарантий
Недопонимание со стороны Украины заявлений со стороны Газпрома по будущему газового транзита понять можно.Украина крайне нервно отреагировала на достижение США и Германией договоренностей, которые открывают возможность для запуска МГП Северный поток-2 без санкций со стороны США.
Документ декларативный и не юридически обязывающий, поэтому спокойного запуска для МГП Северный поток-2 никто не обещал.
Украина, в свою очередь, считает, что озвученные в документе гарантии для нее и обещанные инвестиции, также являются недостаточными.
По поводу отсутствия гарантий для Украины высказался и глава Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) С. Макогон.
Тезисы от С. Макогона:
- нет никаких гарантий, что Украина сохранит за собой статус транзитера российского газа после 2024 г., учитывая соглашение между США и Германией, означающее фактическое прекращение американского противодействия завершению проекта Северный поток-2.
- документ (подписанный США и Германией) - это больше декларация,
- никаких предохранителей того, что транзит останется,
- не считаем, что это соглашение, более того, Украина не была стороной этих переговоров между Германией и США,
- основная проблема - это фактически обеспечение энергетической безопасности Украины,
- сейчас транзит гарантирует наличие ресурса на территории Украины, а также это гарантирует нам как государству и военную безопасность.
В связи с этим Украина обозначает те моменты, которые с ее точки зрения гарантировали бы сохранение транзита и защиту ее интересов в целом при запуске МГП Северный поток-2.
Отсутствие транзита газа означает серьезные риски для газоснабжения Украины, поскольку в этом случае возможностей для виртуального реверса не будет, нужно будет расширять мощности для реального физического реверса газа со стороны ЕС.
По заявлению пресс-службы Нафтогаза, для Украины лучшей гарантией сохранения транзита будет бронирование мощностей украинской ГТС европейскими компаниями.
Такое бронирование требует переноса точек передачи российского газа европейским покупателям на восточную границу Украины и разблокирования Россией транзита газа из стран Центральной Азии, а также экспорта для частных компаний, добывающих газ на территории России.
Эти предложения Украина озвучивала неоднократно, но для России и Газпрома они невозможны.
Перенос точки сдачи с западной границы Украины на восточную означает потери контроля за стабильностью поставок газа, что не устраивает ни Газпром, ни европейских покупателей газа.
А возможность доступа к российской ГТС для иностранных газовых компаний противоречит позиции России.