Москва, 19 фев - ИА Neftegaz.RU. Россия и Белоруссия наконец подписали межправительственное соглашение об организации перевалки более 9,8 млн т белорусских нефтепродуктов в российских портах в 2021-2023 гг.
Церемония подписания состоялась 19 февраля 2021 г.
Подписи под документом поставили министр транспорта РФ В. Савельев и министр транспорта и коммуникаций Белоруссии А. Авраменко.
Соглашение будет действовать до 31 декабря 2023 г. с возможностью автоматического продления.
Соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных для поставки на экспорт в третьи страны через морские порты РФ, предполагает перевалку в российских портах на Балтике белорусскими предприятиями более 9,8 млн т мазута, бензина и масел в 2021-2023 гг.
Документ предусматривает заключение контрактов по принципу take-or-pay (бери или плати).
В случае, если грузоотправитель обеспечивает перевалку в объеме меньше согласованного, морской терминал в любом случае получает плату за весь согласованный объем.
Объем перевалки
Белоруссия гарантированно перевалит в 2021 г. не менее 2 млн т нефтепродуктов через порты РФ.Согласно договоренности сторон на текущий год объем перевалки определен в размере 3,5 млн т, но с учетом того, что год уже стартовал, то минимальный объем составит 2 млн т.
На 2022 г. запланировано 3,2 млн т, на 2023 г. - 3,1 млн т.
Соглашение предусматривает увеличения объема перевалки при необходимости.
Первые поставки
Первые поставки ожидаются в марте 2021 г., а первые контракты будут подписаны уже 19 февраля 2021 г.Непосредственно в договорах между субъектами будут прописаны конкретные терминалы и объемы перевозок.
Сейчас данные вопросы находятся на согласовании Петербургского нефтяного терминала (ПНТ), Усть-Луги с назначенным ж/д оператор Атлант и с Белорусской нефтяной компанией (БНК), Новой нефтяной компанией, как представителями грузоотправителя
Скидки для Белоруссии
Чтобы обеспечить паритет с Прибалтикой по стоимости перевалки нефтепродуктов Белоруссии в портах РФ, российские стивидоры, трейдеры и перевозчики пошли на существенные скидки в обмен на гарантированные объемы.Несмотря на то, что перевалка будет стоить дешевле, чем через прибалтийские порты, Минтранс РФ утверждает, что соглашение удовлетворяет обе стороны.
Тарифы на услуги ж/д транспорта и (или) их предельный уровень и валюта тарифа устанавливаются в соответствии с национальным законодательством каждого из государств сторон с учетом скидок, установленных решениями правления РЖД и Белорусской железной дороги.
Стороны гарантируют отсутствие любого повышения тарифов за использование инфраструктуры и локомотивной тяги (в том числе за счет изменения предоставленных скидок на железнодорожные перевозки грузов), кроме ежегодной общей индексации, предусмотренной национальным законодательством Белоруссии и РФ.
Согласно проекту соглашения, суммарный тариф, включая перевалку, предоставление подвижного состава, ж/д перевозку по территории Белоруссии и РФ, составит от 27,2 долл. США до 35 долл. США/т, в зависимости от вида груза.
Не только нефтепродукты
Россия и Белоруссия готовы рассматривать также возможность переориентации экспортных отгрузок белорусского калия из портов Прибалтики на порты РФ в объеме около 10 млн т/год.Стороны могут проработать условия, при которых Белоруссии будет выгодно поставлять их через российские порты.
В перспективе это могут быть не только калийные удобрения, но и лесные грузы, грузы машиностроительного комплекса.
Этот вопрос также требует более детальной проработки с точки зрения мощностей портовой инфраструктуры.
История вопроса
Белоруссия и Россия вновь приступили к обсуждения переброски экспорта белорусских нефтепродуктов через порты РФ в сентябре 2020 г.Так президент Белоруссии А. Лукашенко отреагировал на санкции со стороны прибалтийских государств, связанные с подавлением протестов в республике после президентских выборов в августе 2020 г.
Страны Балтии запретили въезд на свою территорию 32 гражданам Белоруссии, включая самого А. Лукашенко.
Россия направила Белоруссии предложение по транзиту в декабре 2020 г.
17 февраля 2021 г. А. Лукашенко одобрил проект соглашения.
Перенаправление потоков из Прибалтики в Россию обсуждается не 1 год, однако в целом этот вариант был менее привлекателен для Белоруссии, т.к. расстояние ж/д перевозки от основных белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до Усть-Луги больше, чем до Клайпеды или Вентспилса.
В 2015 г. обсуждалось строительство продуктопровода из Белоруссию в Усть-Лугу, но вопрос уперся в гарантию прокачки необходимых объемов.
В 2018 г. замглавы Транснефти С. Андронов говорил, что при объеме в 3,5-4 млн т/год проект не окупается.
Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку.
Президент РФ В. Путин в 2017 г. на совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов.
В. Путин предложил сформировать пакет по поставкам нефти в Белоруссию, связав получение российской нефти и соответствующие вопросы использования российской инфраструктуры.
По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, поэтому необходимо увязать вопрос получения российской нефти с использованием российской инфраструктуры.
Политических аспектов в таком подходе нет, только экономические соображения.
Россия должна загружать свои собственные мощности, создавать налоговую базу и рабочие места.
РЖД предоставила 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ до 2025 г.
Однако белорусская сторона посчитала тогда эту меру недостаточной.
Автор: Д. Савосин