Москва, 22 янв - ИА Neftegaz.RU. Антимонопольные ведомства Белоруссии и России согласовали повышение тарифа на транзит российской нефти по территории республики с 1 февраля 2021 г. на 6,7%.
Власти Белоруссии настаивали на повышении тарифа на транзит нефти на 24,5%, но, как выяснил Интерфакс, согласовали повышение тарифа на 6,7% с 1 февраля 2021 г.
В соответствии с утвержденной на межправительственном уровне методикой, в случае отсутствия согласованного сторонами решения по увеличению тарифов на прокачку нефти по Белоруссии, тариф повышается на прогнозный уровень инфляции в РФ (3,7% в 2021 г.) плюс 3 п.п. не позднее 1 февраля 2021 г.
В ноябре 2020 г. белорусская сторона выступила с дерзкой идеей учесть выпадающие доходы Гомельтранснефть Дружба в размере 3,5 млрд руб. в тарифах на транзит российской нефти на 2021 г. и повысить эти тарифы на 24,5%.
Однако Транснефть сочла экономически необоснованным такое предложение.
Белоруссия инициировала повышение тарифа на транзит российской нефти в 2021 г., обосновывая это недополучением доходов в 2020 г. из-за снижения прокачки нефти из РФ в результате сокращения нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+, а также снижения прокачки в результате инцидента с загрязнением магистрального нефтепровода (МНП) Дружба.
Если аргумент с потерями из-за загрязнения Дружбы, которое произошло на российской территории, имеет под собой основание, то требование компенсаций за неблагоприятную рыночную конъюнктуру и снижение спроса на нефть в Европе лишено логики.
Кроме того, Белоруссия хочет компенсировать затраты на строительство перемычки между 2мя ветками магистрального нефтепровода МНП Дружба.
Эта перемычка должна соединить Мозырский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) и Нафтан для снижения стоимости транспортировки сырья и на строительстве соответствующих резервуарных парков при альтернативной загрузке заводов с моря через Украину, Польшу и Прибалтику.
То есть, по мнению белорусских властей, Россия должна компенсировать затраты республики на строительство транспортной инфраструктуры предназначенной для импорта альтернативной нефти.
Также рост затрат связан с повышением введенного в Белоруссии в начале 2020 г. экологического налога на предприятия, осуществляющие транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики, который изначально считался попыткой давления на российские нефтекомпании на фоне неделания белорусской стороны платить премию за поставки сырья.
При введении нового экологического налога белорусская сторона пояснила, что он не касается России, его будет платить Гомельтранснефть Дружба, а не Транснефть.
Однако сейчас повышение налога почему-то хотят переложить на РФ.
Согласно методике, принятой правительствами России и Белоруссии, Транснефть должна была согласовать тарифы на транзит до 25 декабря 2020 г.
В связи с тем, что компания отказалась это делать, вопрос об индексации белорусских тарифов был вынесен на уровень российского и белорусского регуляторов - ФАС РФ и МАРТ Белоруссии.
Такой существенный рост тарифов - сразу на 1/4 - значительно бы повлиял на экономику поставок российских нефтекомпаний.
Учитывая, что Россия имеет все возможности для того, чтобы перенаправить нефть с белорусского направления на другие маршруты, о чем в январе 2020 г. говорил глава Транснефти Н. Токарев, плата за транзит выглядит формой субсидирования республики.
Батьке, вероятно, напомнили об уже имеющейся финансовой помощи влястям Беларуси от В. Путина, которая позволила купировать там беспорядки.
Вероятно, А. Лукашенко намек понял.
Автор: Д. Савосин