Об этом сообщил в среду глава ООО «Оператор ГТС Украины» С. Макогон.
По его словам, ОГТСУ готово обеспечить больший объем транзита природного газа при соответствующих заявках Газпрома.
Согласно данному документу «Газпром» гарантирует прокачку 65 млрд м3 газа в 1й год и по 40 млрд м3 / год в последующие 4 года.
Благодаря этим договоренностям транзит был продолжен с 1 января 2020 г. после истечения предыдущего контракта.
Снижение суточного транзита российского газа до 130 млн м3 / сутки соответствует годовому транзиту около 47 млрд м3 / сутки.
В весенне - летний период транзит, вероятно, снизится, и Газпром выйдет на договорной объем транзита 40 млрд м3 / год.
У Газпрома есть возможность забронировать дополнительные мощности, но тариф уже будет выше.
Ранее сообщалось, что транзит газа в Европу по газотранспортной системе (ГТС) Украины в 2020 г. снизился.
Он составил 55,8 млрд м3 / год, что на 38% меньше, чем в 2019 г. - тогда объем транзита составлял 89,6 млрд м3 / год.
Но тревога ОГТСУ понятна.
Пропускная мощность украинской ГТС, построенной во времена СССР, - 145 млрд м3 / год газа из России в Европу.
При транзите даже 40 млрд м3/ год газа избыток пропускной мощности ГТС составит более 100 млрд м3/ год.
Средств от транзита хватит на обеспечение работоспособности ГТС, но рентабельность будет ничтожной.
А через 4 года транзит может упасть до 15 млрд м3 / год, и ГТС станет убыточной.
Властям Украины нужно что-то делать.
Есть несколько вариантов оптимизации работы украинской ГТС:
- увеличить объем транзита газа из РФ, это маловероятно, с учетом ввода в эксплуатацию МГП Северный поток и МГП Турецкий поток, а в ближайшей перспективе и МГП Северный поток-2;
- договориться с властями РФ о транзите среднеазиатского газа для дозагрузки ГТС Украины. Во времена СССР так и было. Г. Бердымухамедов мечтает возобновить поставки туркменского газа в Европу. И хотя В. Путин уже в 2021 г. заявил, что в отношениях с Украиной не будет стрелять себе в ногу, очевидно, что и Газпром он в обиду не даст.
- сократить мощность ГТС Украины на 60-70%. Пока это наиболее реальный путь оптимизации ГТС.
Автор: А. Игнатьева






