Об этом сообщил ведущий научный сотрудник института комплексных исследований Арктики ФИЦКИА А. Тутыгин.
Тезисы А. Тутыгина:
- в Арктической зоне слишком много факторов, которые трудно учесть в классических вариантах транспортных моделей;
- огромная территория, редкая инфраструктура, порви одну ниточку и все развалится;
- плюс большое количество факторов, которые не подконтрольны, но их надо учитывать, причем в совокупности;
- мы взяли разные виды транспорта, но упор, конечно, на море.
Они рассматривали, что нужно учитывать, чтобы сделать перевозку грузов в Арктической зоне РФ максимально безопасной, быстрой и эффективной.
В работе рассмотрены различные виды перевозок: морские, железнодорожные, автомобильные, авиационные, а также транспортировка при помощи трубопроводов.
Исследователи разработали алгоритмы решения задач оптимизации маршрута судов и выгрузки с судна на берег.
Для примера был взят маршрут научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» 1997 г. по завозу грузов на метеостанции и другие труднодоступные объекты в Северном Ледовитом океане.
Е. Антипов разработал новый маршрут, где рассчитал все риски.
Проблемы, которые нужно учитывать при доставке грузов в Арктике, могут быть климатические, экологические, гидрологические и др.
Основной природный фактор - ледовые условия.
При морских перевозках в Северном Ледовитом океане нужно также решать задачу, как поставить судно, чтобы вертолетом перевезти грузы от места стоянки судна в несколько разных точек.
Как отмечают исследователи, нынешней портовой инфраструктуры недостаточно для обеспечения возрастающих объемов грузоперевозок.
Единственный построенный за последние десятилетия порт - Сабетта на Ямале.
Но, по словам А. Тутыгина, требуется строительство нескольких новых и модернизация существующих.
А это в свою очередь потребует пересмотра всей системы управления водным транспортом.
Кроме того, в работе рассмотрены вопросы принятия стратегических решений при выборе места и трасс размещения объектов нефтяной транспортной инфраструктуры.
Развитие транспортной инфраструктуры на севере требует больших капитальных вложений, перевозками нужно эффективно управлять, чтобы, в т.ч., снизить риски аварий, особенно при транспортировке наливных грузов и нефтепродуктов по трубопроводам.
Выводы, полученные в ходе исследования, выпущены в виде монографии, которая рассчитана на специалистов в области организации транспортировки грузов, а также для управленцев, которые принимают решения.
Напомним, что недавно Газпром недра испытали беспилотный летательный аппарат (БПЛА) SeaDrone MG в арктических условиях.
Испытания прошли в ходе проведения масштабных комплексных учений по реагированию на ЧС при бурении разведочных и поисково-оценочных скважин в Карском море.
Автор: А. Игнатьева