Москва, 20 мая - ИА Neftegaz.RU. НОВАТЭК запланировал пробную отправку танкера - газовоза с проекта Ямал СПГ в восточном направлении через Берингов пролив напрямую на китайский рынок.
Восточный маршрут Северного морского пути пока используется НОВАТЭКом не в полной мере.
Хотя это довольно выгодный маршрут. См. интерактивную карту проекта «Ямал – сердце нефтегазовой отрасли России».
Согласно данным MarineTraffic, танкер - газовоз ледового класса Arc7 «Кристоф-де-Маржери» должен поставить партию СПГ в Китай до 11 июня 2020 г.
Танкер - газовоз «Кристоф-де-Маржери» - визитная карточка арктических проектов властей РФ, к которому применимо слово Первый:
- в августе 2017 г. танкер впервые в истории Северного морского пути (СМП) совершил рейс с СПГ из Норвегии в Южную Корею, потратив 19 дней;
-
8 декабря 2017 г. состоялась отгрузка 1й партии СПГ с проекта Ямал СПГ именно на этот танкер.
Теперь «Кристоф-де-Маржери» идет за очередным рекордом.
Обычно восточная часть Арктики проходима только в июне-ноябре.
Проблема в Айонском ледовом массиве в Восточно-Сибирском море - самом труднопроходимом участке СМП
На карте заметно, как близко походят льды к суше.
Кстати, именно потому, что льды так близко здесь подходят к берегу, Северный морской путь проходит по водам России.
Обычно полынья появляется именно в начале июня.
А летом, напротив, дуют северные ветры, которые в конце концов опять пригоняют к берегу паковые льды из океана.
Рейс планируют впритык.
Если танкеру удастся доставить груз в Китай за 25 дней, это станет самым ранним прохождением в восточном направлении в Азию.
По указанию В. Путина, объем грузопотока по СМП уже к 2024 г. составит в 80 млн т/год .
Причем до 40 млн т/год объема будет формироваться за счет перевозки СПГ на проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
Поэтому нужно торопиться, и НОВАТЭК начал поставки СПГ раньше навигационного сезона.
Судно направляется китайский порт Цзинтан (Таншань).
Судя по координатам, танкер - газовоз идет в сопровождении атомного ледокола «Ямал».
У ледокола будет немало работы у кромки Айонского массива.
Льды уже начинают отходить, формируя полынью, но чистой воды, вероятно, будет мало.
Обычно в это время года танкеры - газовозы НОВАТЭКа идут по маршруту вокруг Евразии через Суэцкий канал и Малаккский пролив.
На восточном маршруте апрель и май с точки зрения ледовых условий считаются наиболее сложными месяцами для судоходства по Севморпути.
Летом прямой маршрут до Китая составляет около 20 дней, а в обход через Суэц - около 36 дней.
Круглогодичная ледокольная проводка в Восточной Арктике нужна НОВАТЭКу, чтобы сократить время и затраты на поставку СПГ на высокомаржинальные азиатские рынки.
В 2024 г. компания планирует начать использовать восточный маршрут круглогодично при использовании новых атомных ледоколов ЛК-60.
Однако в судоходной отрасли сомневаются в реальности круглогодичной навигации в этом районе (с приемлемой коммерческой скоростью движения), хотя считается возможным расширить период навигации до девяти месяцев: с мая по январь.
В 2019 г. с проекта «Ямал СПГ» по восточному направлению было отгружено около 1,2 млн т/год СПГ (6,5% общего производства).
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина