USD 99.9971

+0.98

EUR 105.7072

+1.21

Brent 71.04

-0.02

Природный газ 2.823

-0.01

3 мин
...

Минприроды РФ как бы из экологических соображений предлагает запретить рейдовую перевалку, что осложнит экспорт нефти

СПГ из-под действия запрета выводится. С нефтью - строже.

Минприроды РФ как бы из экологических соображений предлагает запретить рейдовую перевалку, что осложнит экспорт нефти

Москва, 21 фев - ИА Neftegaz.RU. Глава Минприроды РФ Д. Кобылкин предложил запретить рейдовую перевалку грузов в акваториях российских морей.
Об этом Д. Кобылкин эпистолярно сообщил РФ В. Путину в письме от 26 ноября 2019 г.

Эта мера призвана обеспечить снижение аварийности при перевалке грузов с судна на судно, что должно повысить экологическую безопасность транспортировки.
Президент поставил на письме визу «согласен», по данным РБК от 21 февраля 2020 г. со ссылкой на чиновника Минприроды РФ.

Впрочем, рейдовая перевалка нефти и нефтепродуктов - это не главная перевалка.
Обычно перевалка нефти проводится из нефтетерминалов.
Рейдовая перевалка используется обычно в 2 случаях:
  • контрабанда нефти,
  • контрабандная бункеровка судов.
Именно против этих бед и направлено письмо Минприроды.
Подобный случай произошел в январе 2019 г, когда в нейтральных водах Черного моря загорелись 2 небольших танкера - газовоза под флагом Танзании, осуществляющих рейдовую перевалку СУГ.

По данным Росморречфлота, которые приводятся в письме Минприроды, в 2018 г. обработка грузов вне портов составила 40 млн т/год, а в 1м полугодии 2019 г. - 17,5 млн т.
Речь идет о погрузке-разгрузке судов борт-о-борт или через плавучие комплексы.
Грузооборот морских портов России в 2019 г. составил 840,27 млн т, увеличившись на 2,9% по сравнению с 2018 г.
Т.е. помимо решения экологической проблемы, запрет на рейдовую перевалку позволит увеличить загрузку морских портов на 5%.

Предложения Минприроды РФ:
  • запрет рейдовой перевалки сократит количество чрезвычайных ситуаций при перевалке грузов в море,
  • необходимо внести изменения в законы об исключительной экономической зоне России и о внутренних морских водах от 1998 г, регулирующие перевозку грузов в российских территориальных водах,
  • поправки в эти законы предусматривают перенос всей перевалки на специальные береговые комплексы,
  • рейдовую перевалку компании смогут осуществлять в тех местах, где нет береговых перевалочных комплексов,
  • из-под действия ограничений на рейдовую перевалку будут выведены сельскохозяйственные грузы, также исключено такое смягчение и для сжиженного природного газа (СПГ).

Вывод СПГ из-под действия запрета на рейдовую перевалку объясняется необходимостью обеспечения загрузки Северного морского пути (СМП).
Поставки СПГ НОВАТЭКа уже сейчас составляют существенную долю грузооборота по СМП, а с запуском новых СПГ-заводов объем перевозок серьезно вырастет.
НОВАТЭК реализует проекты по строительству перевалочных комплексов СПГ в Мурманской области и Камчатском крае.
Проекты осуществляются в полном соответствии с нормами действующего законодательства, в т.ч. в сфере экологии и природопользования.
Правительством РФ уже приняты решения по финансированию строительства федеральных объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для этих проектов, что позволяет их реализовать в установленные сроки.

В загрузке СМП большую роль играет также нефть, добываемая в республике Коми, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округа.
Объем перевозок нефти по СМП существенно увеличится после запуска планируемого Роснефтью крупного проекта Восток Ойл.
Рейдовой перевалкой нефти сейчас занимаются 2 рейдовых перевалочных комплекса (РПК) в Кольском заливе, которые перегружают сырье Газпром нефти, ЛУКОЙЛа и Роснефти с Новопортовского и Приразломного месторождений, а также с терминала Варандей.
РПК ЛК Волга на базе танкера-накопителя Кола дедвейтом свыше 309 тыс. т организован в районе мыса Филинский Кольского залива.
РПК Норд создан на базе плавучего нефтехранилища (ПНХ) Умба дедвейтом 300,259 тыс. т.
Обеспечив в 2019 г. перевалку на экспорт 18,2 млн т нефти, эти РПК играют важную роль в челночных схемах перевозок нефти в Арктике.

Минприроды РФ рассматривает нефть как наиболее опасный продукт при рейдовой перевалке.
Рейдовая перевалка с крупнотоннажных нефтяных танкеров, в случае возникновения нештатной ситуации, наносит невосполнимый ущерб морю и прибрежной зоне.
Предпосылками для аварийных ситуаций является загруженность перегрузочных районов морей судами, участвующими в грузовых операциях, метеоусловия, отсутствие естественных укрытий, удаленность от портов.
Ситуация осложняется тем, что в случае чрезвычайных ситуаций подход МЧС к таким объектам занимает время.

Для нефтяных компаний инициативы Минприроды РФ обернутся серьезным усложнением логистических схем при экспорте нефти и нефтепродуктов.
Представители бизнеса отмечают, что в России недостаточно глубоководных портов, способных принять крупнотоннажные танкеры.
Строительство глубоководных портов потребует времени и больших финансовых вложений, которые, скорее всего, будут сделаны за счет бюджета.
Также противники инициатив Минприроды РФ обращают внимание на более высокую стоимость перевалки в портах, поскольку заход судна в порт и его простой требует оплаты и большего времени, чем перевалка борт-о-борт.
Звучат аргументы и об опасности перевалки в портах, которые сводятся к тому, что при хранении в емкостях из-за скопления газов могут происходить взрывы с гибелью людей.
Возникают вопросы и с достаточностью пропускной береговых перевалочных комплексов и подходных путей к ним.
Целесообразность изменения правил морской перевалки поручено проработать с участием специально созданной комиссии при Минтрансе РФ, в которую входят представители бизнеса.


Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram