Об этом сообщил первый вице-министр энергетики Казахстана М. Журебеков.
Тезисы М. Журебекова:
- мы сегодня обсуждаем поставки ж/д, трубопроводные поставки могут быть по магистральному нефтепроводу (МНП) Атырау - Самара и могут быть по МНП Дружба;
- мы с российской стороной переговоров не вели, потому что транспортировка нефти в Белоруссию через Дружбу была инициативой Белоруссии. Мы считаем, что этот вопрос должен решаться между Белоруссией и Россией.
В октябре 2019 г. Белоруссия и Казахстан достигли принципиальной договоренности о поставках.
Белоруссия выразила заинтересованность в импорте около 3,2-3,5 млн т/год нефти и темных нефтепродуктов.
Рассматриваются и другие варианты поставок, среди них есть как успешные так и не очень.
Например, Польша заявила, что поставки нефти в Белоруссию через МНП Дружба невозможны из-за технических особенностей нефтепровода.
Обсуждаются поставки из Азербайджана, а 1я партия норвежской нефти хоть и с опозданием, но поступила на белорусский НПЗ Нафтан через литовский порт Клайпеда.
Латвия также готова помочь с транзитом нефти.
Правда такие поставки обходятся Белоруссии на 1/3 дороже.
Несмотря на возросшие расходы А, Лукашенко в этот раз настроен довольно серьезно, хотя и признает, что полностью заменить российскую нефть на альтернативные поставки не получится.
Тем не менее, импорт нефти из России будет снижен до 30-40%.
Власти РФ и Белоруссии не сошлись во взглядах на интеграцию 2х стран в рамках Союзного государства.
А. Лукашенко настаивал на снижении цены на российский газ для Белоруссии до уровне цен Смоленской области РФ и полной компенсации белорусским НПЗ убытков в результате налогового маневра в РФ.
В. Путин допустил снижение цен, но только в том случае, если будут созданы единые наднациональные органы власти и единая валюта, что А. Лукашенко, боясь потерять суверенитет, категорически отвергает.
Автор: Д. Савосин