Арест Ходорковского сорвет строительство «трубы» В Китай
В Пекине боятся, что арест Ходорковского сорвет строительство нефтепровода из России в Китай
Планировалось, что по нефтепроводу длинною в 2400 км с 2005 по 2030 год в Китай ежегодно будет поступать до 30 млн тонн нефти, потребность в КНР все время увеличивается из-за высоких темпов роста экономики.
Начало строительства трассы было запланировано еще на этот год. Однако проект находился под угрозой: Япония предложила России чрезвычайно благоприятные условия финансирования, если та построит нефтепровод до Находки (Дальний Восток), так чтобы российской нефтью могла воспользоваться не только Япония, но также Южная Корея и США.
Во время своего визита в Китай в сентябре этого года российский премьер-министр Михаил Касьянов заверил Пекин, что Москва будет придерживаться достигнутых договоренностей, но не предоставил никаких гарантий относительно фактической реализации проекта.
Ранее китайские газеты писали, что российское правительство поддерживает государственную нефтяную компанию "Транснефть", которая выступает за строительство нефтепровода до Находки в обход Китая. На симпозиуме, собравшем на прошлой неделе в Шанхае специалистов по ТЭК из обеих стран, китайские представители уже выказали свое полное непонимание ситуации в случае отказа России от первоначального плана строительства нефтепровода.
Строительство нефтепровода - это с финансовой точки зрения самое крупное за последние годы, а с технологической - самое назревшее мероприятие в рамках двустороннего сотрудничества России и Китая. Отказ от него чреват политическими последствиями. "Если настолько тяжело даются проекты на двусторонней основе, то еще большие сложности могут встретиться на пути многостороннего сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)", - процитировал "Интерфакс" китайского эксперта Син Гуанчена.
Шанхайская организация сотрудничества была основана в 2001 году. Наряду с Китаем и Россией в нее входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. ШОС ставит своей целью расширение экономического сотрудничества, а также совместную борьбу против терроризма и ограничения американского влияния в регионе.