Первый танкер с нефтью на экспорт отправляется из порта Усть-Луга в Финском заливе в рамках тестового режима с нового нефтяного терминала (комплекса наливных грузов(КНГ), который является частью 2-й очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).
Это танкер Невскийский проспект, Афрамакс Совкомфлота, дедвейтом - 114,6 тыс тн, длиной около 250 м, шириной – 44 м, который отправится в Роттердам.
Запуск в эксплуатацию 2-й очереди БТС - 2 ожидался в декабре 2011г, но в связи с летними простоями при проведении дноуглубительных работ в порту, произошла задержка.
Хотя , если вспомнить сроки , обозначенные в 2009 г, то Транснефть уложилась точно в срок.
Россия последовательно реализует стратегию независимости поставок углеводородов в обход стран – транзитеров.
В области газа построен Северный поток, скоро начнется практическая реализация проекта Южный поток.
Временами даже кажется, что Газпром слишком увлекся трубопроводным транспортом газа в ущерб СПГ и сланцевому газу.
Распоряжение правительства РФ о строительстве БТС-2 по маршруту Унеча (Брянская обл) – Усть-Луга (Ленинградская обл) было подписано в ноябре 2008 года.
БТС-2 была построена в срок около года после начала строительства.
Первоначальная стоимость БТС-2 ожидалась на уровне 78,14 млрд рублей.
Любопытно бы узнать финальную стоимость строительства, но, вероятно, это закрытая информация.
Тогда в этом решении было много политики. Ввиду обострения отношений России и Белоруссии, по "техническим" причинам останавливался транзит нефти.
И было принято решение соединить нефтепровод Дружба с российским портом в Балтике.
Да и Совкомфлот нужно было развивать.
В последнее время СКФ развивается стремительно, заглядываясь даже на непрофильные активы. Как в таких случаях бывает, Севморнефтегеофизика оказалась в сфере интересов как Г.Тимченко , так и И.Сечина, и ситуация "зависла".
На профильном направлении у Совкомфлота все в порядке.
Именно СКФ обеспечивает основные перевозки в "нефтянке".
Около года назад танкер СКФ Приморский проспект стал 1-м крупнотоннажным судном, принявшим груз на нефтепродуктовом терминале порта Усть-Луга.
Ранее танкеры Совкомфлота открывали 1-ю и 2-ю очереди НЛ терминала в Приморске, а танкер Петропавловск стал 1-м крупнотоннажным судном, осуществившим морскую транспортировку жидких углеводородов из порта Высоцк.
Арктический челночный танкер Василий Динков осуществил 1-ю отгрузку нефти со стационарного морского отгрузочного причального комплекса Варандей, а газовоз СКФ Гранд Анива перевёз 1-й российский СПГ с терминала Пригородное ( проект Сахалин-1).
Однако сейчас уже никаких проблем между странами – соседями не существует, и трубопроводному экспорту нефти через Белоруссию, Польшу и тд ничего не угрожает.
Негативное мнение по поводу строительства БТС-2 высказывал С.Вайншток, сразу после своего увольнения с поста директора Транснефти.
Прошло 4 года , и С.Вайншток из "сибирского генерала" превратился в израильского бизнесмена.
Пристутствие В.Путина на запуске 2-й очереди БТС-2 не случайно. Именно он "вдохнул жизнь" в этот проект.
Однако проект БТС-2 на европейском направлении ожидается быть эффективным. Этому будет способствовать и нефтеналивной терминал, который Группа Сумма строит в порту Роттердам.
В рамках проекта БТС-2 построен магистральный нефтепровод мощностью до 30 млн тн/год нефти, длиной около 1 тыс км .
Трасса нефтепровода проходит по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей.
В процессе реализации проекта построены 2 нефтеперекачивающие станции (НПС), реконструированы действующие НПС Унеча и Андреаполь.
Сегодня в порту Усть-Луга работают 8 терминалов: комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», лесной терминал, контейнерный терминал, комплекс наливных грузов.
Комплекс наливных грузов предназначен для отгрузки на экспорт нефти и судового топлива.
Глубина у причалов 17,5 метров.
Заявленная полная мощность комплекса соответствует мощности МНП и составляет 30 млн тн / год.
Комплекс введен в эксплуатацию в 2011 году.
Вновь построенная нефтебаза Усть-Луга имеет 8 резервуаров емкостью 50 тыс м3 каждый.
Технологическая схема нефтебазы позволяет одновременно загружать 2 танкера дедвейтом до 150 тыс тн.
Строительство нефтеналивного терминала в Усть –Луге ведет Роснефтьбункер. Инвестор - компания Gunvor Г.Тимченко.
Любопыно, что бункеровку танкера Невский проспект осуществил ЛУКОЙЛ-БУНКЕР.
На танкер было поставлено 1660 тонн мазута IFO-380 1.0 S Max и 70 тонн MGO 0,1 S Max.
Операцию осуществил танкер-бункеровщик Arctica.
Первенцем идеи создания независимого балтийского направления транспортировки российской нефти стал проект строительства БТС-1, введенный в эксплуатацию в декабре 2001г (в направлении порта Приморск).
Сейчас через порт Приморск отгружается до 74 млн тн/год , что составляет около 30 % российского экспорта нефти.
Мощность БТС-2 на начальном этапе составит 30 млн тн/ год, к декабрю 2013 г мощность возрастет до 38 млн тн/год нефти.
Все бы хорошо, но с Белоруссией отношения наладились, и снижать транзит нефти через белорусские северную и южную ветки МНП Дружба: Полоцктранснефть Дружба и Гомельтранснефть Дружба, вроде «не с руки».
Кстати, если Гомельтранснефть Дружба ежегодно прокачивает около 70 млн тн российской нефти, то Полоцктранснефть Дружба загружен существенно меньше.
Обычный парадокс. В газовой отрасли есть гигантские перспективы роста добычи, но есть существенные проблемы с его сбытом.
В нефтяной отрасли России все наоборот.
Есть дополнительные мощности транспортировки, но нет таких перспектив роста добычи нефти.
Вероятно, мощности будут сняты с других портовых направлений.
Это значит, что могут пострадать НЛ терминалы в польском порту Гданьск и украинских портах Одесса с Южным, через которые транзитом проходит 5 и 20 млн тн/год нефти, соответственно.
Но, в данном случае, никакой политики. Чистая экономика.