3 декабря 2014 г открыта новая железнодорожная линия по маршруту «Север - Юг», связывающая Казахстан, Туркменистан и Иран.
На торжественной церемонии присутствовали Н. Назарбаев, Г. Бердымухамедов и Х. Роухани.
Железная дорога протяженностью 900 км, связала казахстанскую ж/д станцию Узень и иранскую Горган в провинции Гулистан на севере Ирана.
Инвесторы - Азиатский и Исламский банки развития.
На 700- км трассе железной дороги в Туркменистане расположены ж/д станции Кызылгая, Берекет и Этрек.
Именно на ирано - туркменской границе, на приграничных ж/д станциях Этрек и Инче-Бурун, из-за протяженности туркменского участка, и решено ввести ж/д в эксплуатацию.
Участники проекта надеются, что новая ж/д , кроме участников строительства, будет также активно использоваться для укрепления торговых отношений России и Ирана.
30 ноября 2014 г А. Улюкаев заявил по результатам своего визита в Иран, что поставки из Ирана по программе «нефть в обмен на товары» начнутся в ближайшее время.
В Россию может быть поставлено по этой ж/д до 500 тыс барр/сутки, до 30 млн т/год нефти.
Но,это теоретически, потому что России гораздо проще отправить купленную иранскую нефть в Китай.
С другой стороны, «Мы могли бы продвигать большой объем нашего несырьевого экспорта, это оборудование для нефтегазовой промышленности, сельхозтехника, автомобили, авиация, вагонный парк, силовые машины, электрические генераторы», - поведал он.
Предполагается и поставка больших объемов зерна в Иран.
Любопытно, что во время своего предыдущего визита в Иран в марте 2014 г глава Минэкономразвития РФ обсуждал проект Нефть в обмен на строительство железной дороги, вероятно, этой.
Протяженность ж/д Узень - Горган на 600 км меньше, чем существующая с 1996 г трасса из казахстанского Бейнау в иранский Мешхед, проходящий через туркменские гг Дашогуз, Туркменабат, Теджен и Серахс.
Перевалка грузов с запуском новой ж/д вырастет с 3 до 10 млн т/год.
Соглашение о строительстве дороги Казахстан - Туркмения - Иран (КТИ) было подписано президентами в 2007 г на 2м Каспийском саммите.
Строительство началось в 2009 г.
Предполагалось, что строительство закончится в 2011 г, но этого не случилось.
Хотя эта ж/д выгодна Казахстану, он действовал с оглядкой на Россию, через которую проходил Северный маршрут в Европу.
В 2012 г был построен казахстанский участок протяженностью 120 км, а в 2013 состоялась его стыковка с туркменским участком Кызылгая - Берекет.
Н. Назарбаев отметил, что с вводом ж/д в эксплуатацию товарооборот Казахстана за 2014 г вырос на 38 %.