Пока Транснефть не получала ясного сигнала от китайских товарищей по поводу реконструкции магистрального нефтепровода (МНП) Сковородино-Мохэ.
Об этом журналистам поведал 25 мая 2015 г Н.Токарев.
Есть несколько маршрутов доставки российской нефти в Китай, в тч, морским путем через СМНП Козьмино, реконструкцию которого Транснефть уже ведет, и с использованием МНП Сковородино - Мохэ, с последующей транспортировкой по китайскому МНП Мохэ - Дацин в провинции Хэйлунцзян.
Дальнейшее расширение ВСТО и строительство нефтепровода - отвода на Китай пока есть лишь в планах Транснефти.
Протяженность МНП Сковородино-Мохэ составляет порядка 67 км.
Реконструкция МНП Сковородино - Мохэ обеспечит увеличение объема поставок сырой нефти на 5 млн т /год.
Транснефть не хочет расширять этот МНП, считая это замораживанием средств, не получив четких пояснений на его использование.
Не получив сигналов от Китая, Транснефть приоритетным проектом считает модернизацию СМНП Козьмино, и лишь затем строительство нефтепровода - отвода в Китай.
При этом, производственные контакты у Транснефти и Китая развиваются успешно.
Большая китайская делегация, приехав в Транснефть, получила консультацию по технологии строительства МНП в условиях вечной мерзлоты.
У Транснефти накоплен такой опыт при строительстве МНП ВСТО-1 и ВСТО-2.
И мастерство совершенствуется на строительстве МНП Заполярье - Пурпе.
Транснефть скептически предлагает уже переходить к каким-то соглашениям по строительству нефтепровода - отвода.
22 марта 2013 г Россия и Китай подписали соглашение об увеличении торговли сырой нефтью.
Роснефть предполагает рост поставок сырой нефти в Китай до 50 млн т/год.
Осенью 2013 г предполагалось, что строительство нитки МНП Мохэ-Дацин на территории Китая будет закончено до 1 января 2018 г.
Это позволило бы увеличить поставки по МНП Сковородино - Мохе до 15 млн т/год нефти.
Тогда Транснефть радостно предполагала закончить расширение МНП Сковородино - Мохэ уже к 1 января 2015 г.
Но Китай отложил на 3 года расширение своего участка МНП, что у Транснефти вызывает смутные сомнения в реальности проекта.
За такой период, как говориться , можно добежать не только до канадской границы.
Как представляется Транснефти, проблемы вечной мерзлоты не являются предметом задержки.
Китай тоже можно понять, протяженность МНП Мохэ-Дацин составляет 925 км, что почти в 15 раз длиннее, чем 67-километровый МНП Сковородино - Мохэ.
Тем не менее, Китай не отказывается и неспешно продвигает проект строительства МНП Мохэ-Дацин, получив летом 2014 г согласование на строительство с Министерством охраны окружающей среды.
Вероятно, в ближайшие 6 мес вопрос выполнения Китаем требований Межправительственного соглашения будет решен.
Сейчас идут консультации на уровне Минэнерго и Межправкомиссии по энергосотрудничеству.