1 мая 2016 г Г.Бердымухамедов буднично прилетел с официальным визитомв Саудовскую Аравию.
2 мая 2016 г в г Эр-Рияде в конференц-зале Торгово-промышленной палаты (ТПП), состоялась его встреча с деловыми кругами Саудовской Аравии.
Г. Бердымухамедов сообщил о желании вывести сотрудничество 2 стран на качественно новый уровень.
Ранее, Г.Бердымухамедов при встрече с Хранителем 2х святынь Королем Саудовской Аравии Салманом бен Абдулазизом Аль Саудом предложил компаниям и финансовым институтам саудитов принять участие в проекте строительства магистрального газопровода (МГП) Туркменистан - Афганистан -Пакистан - Индия (ТАПИ). мощностью 33 миллиарда кубометров природного газа в год.
Уже на встрече с деловыми кругами Президент Туркменистана поведал о 3х основных направлениях сотрудничества в реализации проекта МГП ТАПИ:
- поставки трубной продукции и газового оборудования;
- кредитование строительства МГП;
- инвестиции в освоение крупнейшего месторождения Галкыныш и участие в консорциуме ТАПИ.
Г.Бердымухамедов пригласил бизнесменов Саудовской Аравии к осуществлению проектов в нефтехимической и газохимической отраслях промышленности Туркменистана, строительству новых предприятий по переработке нефти и газа, производству готовой продукции и реализации ее на мировом рынке.
Речь шла о полипропилене, синтетических бензинах.
Большое поле для взаимодействия открывается и в области диверсификации газотранспортных маршрутов, подчеркнул лидер Туркменистана.
В рамках визита уже подписаны соглашения об устранении двойного налогообложения, о воздушном сообщении.
Готовится режим упрощения визового режима между 2мя странами.
Зампред совета управляющих ТПП г Эр-Рияд, президент группы компаний «Al Mukairin Group» Х. Аль-Мукаирин в ответной речи тепло заявил о том, что саудиты интересуются проектами в Туркменистан и готовы к наращиванию активности 2-сторонних бизнес-контактов.
Туркменистан, не обладая прямым выходом к мировому газовому рынку, неустанно стремится диверсифицировать поставки газа.
С ухудшением газовых отношений с РФ, эта проблема стала критичной для Туркменистана.
Проект МГП ТАПИ пропускной мощностью 33 млрд м3/год газа позволит решить эту проблему.
13 декабря 2015 г Туркменистан официально начал строительство туркменского участка МГП ТАПИ.
7 апреля 2016 г акционеры TAPI Pipeline Company Ltd подписали инвестсоглашение на 200 млн долл США.
Туркменистан активно рапортует об успехах строительства МГП ТАПИ на своем участке строительства.
Бригады строительно-монтажного управления СМУ №5 треста Марынебитгазгурлушык ГК Туркменнебитгазгурлушык уже завершили стыковку труб диаметром 1420 мм протяженностью более 7 км.
Применялись полуавтоматические сварочные комплексы, ультразвуковая и рентгенографическая диагностика.
Туркменский участок МГП ТАПИ до границы с Афганистаном имеет протяженность 214 км.
На участке будет построена компрессорная станция (КС), позволяющая обеспечить давление в МГП до 100 атм, узлы запуска очистных устройств, коммерческий замерной узел и тд.
Строительство туркменского участка газопровода ТАПИ ведут Туркменгаз и Туркменнебитгазгурлушык.
Ранее эти концерны внедрили в эксплуатацию 2й газопровод в Иран (МГП Довлетабат - Серахс – Хангеран), и МГП Восток-Запад.
Однако мировой бизнес пока не стремится стать участником этого проекта из-за высоких рисков доставки туркменского газа по территории Афганистана.
Туркменистан прилагает нечеловеческие усилия для пропаганды МГП ТАИ,
Недавно в г Герат столице одноименной провинции на западе Афганистана была проведена конференция, на которой замглавы МИД Туркменистана В.Хаджиев, замглавы МИД Афганистана Н. Андише, замминистра горных ресурсов и нефтепродуктов А. Хамиди и другие утверждали, что строительство МГП ТАПИ окажет положительное влияние на стабилизацию внутренней ситуации и восстановление мира в Афганистане.
Однако мировое сообщество не торопится в этот проект. Падение цен на нефть также делает это проект более уязвимым с экономической точки зрения.
С учетом войны с ИГИЛ в Сирии и Ираке эти риски только возрастают.
Попытки Туркменистана привлечь в проект МГП Тапи саудитов, которые довольно лояльны к ИГИЛ, это попытка снизить транзитные риски.