USD 107.7409

-1.84

EUR 114.3149

-1.83

Brent 72.94

+0.87

Природный газ 3.363

-0

...

Украина рассчитывает реанимировать нефтепровод Одесса - Броды, сделав скидку на портовые сборы

Проблема МНП Одесса - Броды - в отсутствии нефти, а не в дороговизне портовых расходов.

Украина рассчитывает реанимировать нефтепровод Одесса - Броды, сделав скидку на портовые сборы

Украина упорно предпринимает попытки реанимации магистрального нефтепровода (МНП) Одесса - Броды. На этот раз за счет портовых сборов.

Тарифный комитет Мининфраструктуры Украины 15 июля 2016 г одобрил скидку 75% на портовые сборы для транзитных нефтеналивных судов.

Таким образом, Украина все еще рассчитывает на реализацию проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который с начала 1990 гг планируется создать на базе МНП Одесса-Броды путем продления его до Польши.

На фоне ухода нефтедобывающих компаний из порта Махачкалы, идея загрузки МНП Одесса - Броды имеет шанс на реализацию.

В июне 2016 г ЛУКОЙЛ отказался от услуг Дагнефтепродукта в г Махачкале, в июле примеру ЛУКОЙЛа последовали и Dragon Oil, которая увеличила поставки по МНП Баку - Тбилиси - Джейхан (ТБД).

Идея создания ЕАНТК возникла, как проект поставки нефти из каспийского региона в Западную и Центральную Европу, минуя перегруженные турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, да и обойти РФ было бы интересно.

Поэтому Украина своими силами в 2002 г построила МНП Одесса - Броды от г Одессы до г Броды, во Львовской области, где осуществлена стыковка с МНП Дружба.

Эксплуатационная длина - 667 км, проектная мощность - 14,5 млн т/год нефти.

В мае 2003 г в г Брюсселе правительства Украины, Польши и Еврокомиссия подписали Декларацию о поддержке проекта ЕАНТК, но каспийская нефть от этого по МНП Одесса - Броды не потекла.

Не помогло и созданное в 2007 г Польшей и Украиной СП «Сарматия» куда удалось привлечь национальные нефтетранспортные компании Азербайджана, Грузии и Литвы.

Каспийская нефть по этому МНП все равно не потекла, поэтому в 2004 - 2010 г по МНП Одесса - Броды в реверсном режиме пришлось качать российскую нефть из г Самары в г Одессу.

В 2007 г удалось заинтересовать Азербайджан, который был готов не только поставить на украинские НПЗ 5 млн т сырой нефти, но и построить НПЗ в г Броды вместе PKN Orlen и купить доли участия в НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья» в Ивано-Франковской области и Галичина во Львовской области, которыми владела группа Приват И. Коломойского.

Но не получилось из - за политики. Кандидаты в президенты переругались, и азербайджанская нефть не пошла опять.

В 2011 г МНП Одесса - Броды заработал было в аверсном режиме, но из-за отсутствия стабильной его загрузки, это кончилось для Украины убытками в размере около 400 млн грн.

Сначала Украина ожидала, что Польша достроит свой участок нефтепровода, но экономическая эффективность проекта вызвала у польской стороны вопросы.

Однако, в 2014 г даже глава правительства Польши Д.Туск считал, что достроить МНП Одесса -Броды в Польше становится с каждым днем все сложнее в условиях нестабильной ситуации в Украине и отсутствия гарантий экономической выгодности этого проекта.

В 2014 г про политический МНП вспомнили П.Порошенко и Д.Грибаускайте.

Введение скидки на портовые сборы, о которой ходатайствовала Укртранснафта, создаст привлекательные условия для запуска транзита нефти по МНП Одесса - Броды до европейских нефтеперерабатывающих заводов.

Порт Южный расположен на берегу Аджалыкского лимана и является самым глубоководным на Украине.

Общая протяженность причалов составляет около 2,6 км.

Порт располагает 6 собственными перегрузочными комплексами.

В акватории порта также работают морской нефтетерминал Пивденный, терминал Трансбункер-Юг по перевалке нефтепродуктов, терминал Трансинвестсервис, специализированный перегрузочный комплекс зерновых грузов Бориваж, комплекс по перегрузке и переработке тропических масел Дельта Вилмар СНГ.

Украина заинтересована в организации поставок азербайджанской нефти на не загруженные ныне из-за охлаждения отношений с РФ украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и получении доходов от транзита по украинской территории в направлении Европы.

Помимо Азербайджана, Украина рассчитывает и на транзит иранской нефти.

Транзит каспийской нефти через Украину и поставок ее на украинские НПЗ сможет дозагрузить нефтепроводы Укртранснафты.

А вопрос с дозагрузкой у Укртранснафты стоит остро: на сегодня мощности внутренних нефтепроводов на Украине используются на 14%.

В 2015 г Укртранснафта сохранила объем транзита нефти через территорию Украины на уровне 2014 г - немногим более 15 млн т.

Основной источник дохода для Укртранснафты - транзит российской нефти по 2й очереди МНП Мозырь - Броды - Госграница, которая входит в состав МНП Дружба.

Укртранснафта надеется на возобновление поставок азербайджанской нефти, что позволит использовать МНП Одесса-Броды и дозагрузить МНП Дружба.

В 2016 г Укртранснафта начинает реконструкцию МНП Дружба с замены 68 км линейной части.

Кроме того, компания не исключают возможности прокачки нефти по маршруту Одесса - Броды - Кралупы.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram