В Ливии возобновляют свою работу нефтяные терминалы Рас-Лануф, Эс-Сидр, Марса-Брега.
Об этом правительство национального согласия сообщило 29 июля 2016 г.
Нефтетерминалы Рас-Лануф, Эс-Сидр, Марса-Брега не работали с декабря 2014 г после того, как радикальный исламистский альянс Рассвет Ливии совершил нападение на крупнейшие ливийские порты.
Боевики неоднократно предпринимали попытки захватить контроль над прибрежной зоной Ливии, называемой нефтяным полумесяцем.
Экспортные возможности нефтетерминалов Рас-Лануф, Эс-Сидр, Марса-Брега составляют 600 тыс барр/сутки.
В последнее время порты контролировались Гвардией обороны нефтяных объектов.
Само объявлении об открытии нефтетерминалов прошло в весьма захватывающих обстоятельствах.
Эту радостную поведал журналистам в порту Рас-Лануф зампредправительства Ливии М. аль-Куни, выступавший вместе с лидером вооруженного подразделения Petroleum Facilities Guards, осуществляющего охрану нефтяных объектов Ливии И. аль-Джидраном.
Детали договоренности, благодаря которой была возобновлена работа терминалов, М. аль-Куни раскрывать не стал, сказав лишь, что возобновление экспорта нефти началом восстановления Ливии.
И. аль-Джадраном ранее уже подтвердил свою лояльность правительству нацсогласия Ливии и подтвердил ее на встрече с главой Миссии ООН по поддержке в Ливии М. Коблером.
Тогда же стало известно, что переговоры, которые правительство нацсогласия Ливии вело касательно открытия ключевых портов экспорта нефти, уже далеко продвинулись.
Ранее, в мае 2016 г, был открыт нефтетерминал в порту Марса-эль- Харига, заблокированный с начала мая 2016 г.
В ответ на эту договоренность вооруженные силы, подчиняющиеся восточному правительству, предупредили, что будут уничтожать любые танкеры, приближающийся к берегам Ливии или вывозящий нефть из страны без разрешения со стороны восточной NOC.
И несмотря на то, что 3 июля 2016 г восточная и западная NOC договорились о слиянии и признании правительства нацсогласия в качестве высшей исполнительной власти в стране, противостояние между ними продолжается.
В ситуации, когда вооруженные действия не прекращаются, а танкеры, приближающиеся к побережью, находятся под угрозой уничтожения гораздо безопаснее выглядит покупка нефти с морских платформ Бури и Аль-Джурф.
Но нефть, добываемая на этих платформах - тяжелая, что делает ее гораздо менее привлекательной по сравнению с континентальной, легкой нефтью, несмотря на меньший риск.
Ливия находится фактически на грани распада после свержения и убийства М. Каддафи во ходе арабской революции в 2011 г.
На фоне непрекращающихся столкновений между различными вооруженными формированиями, в 2014 г начался конфликт между переходным Национальным конгрессом в Триполи и избранным парламентом в Тобруке, сформировавшим собственное правительство.
Война сильно ударила по экономике Ливии, приведя страну к плачевному состоянию.
Из-за войны добыча нефти в Ливии упала с 1,65 млн барр/сутки до 320 тыс барр/сутки в июне 2016 г, а потерянные нефтяные доходы Ливия оценивает в 68 млрд долл США.
31 марта 2016 г в Ливии приступило к работе новое правительство национального согласия во главе с премьером Ф. ас-Сараджем, однако отдельные районы Ливии до сих пор захвачены боевиками, связанными с террористической группировкой Исламское государство (ИГ, запрещена в России).