Казахстан увеличил тариф на транспортировку российской нефти по своей территории в сторону Китая до 11,36 долл США/т без НДС.
Новый тариф в начале марта 2017 г был утвержден Минэнерго Казахстана.
Как сообщает пресс-служба ведомства, на период 2017–2018 гг стоимость транспортировки российской нефти в количестве до 10 млн т/год через территорию Казахстана в Китай в размере 11,36 долл США/т без учета НДС.
Отметим, что повышение для российских компаний будет существенным - ранее транспортировка нефти через Казахстан стоила 9,8 долл США/т без учета НДС.
Более того, транспортировка нефти на участке граница России — граница Казахстана (Прииртышск) — Атасу (Казахстан) (включая перевалку нефти на ГНПС Атасу) составит 3,11 долл США/т без НДС, а на участке Атасу — Алашанькоу — 8,25 долл США/т без НДС.
Казахстан можно понять.
Проектная пропускная способность МНП Атасу - Алашанькоу составляет 20 млн т/год нефти, но достигнуть этой пропускной мощности так и не удалось.
МНП Атасу - Алашанькоу протяженностью 962,2 км, соединяет Атасу (Казахстан) с пограничным пунктом Алашанькоу (Alashankou) на границе КНР и Казахстана.
1я партия российской нефти по МНП Атасу-Алашанькоу была доставлена в Китай в 2006 г.
Отметим, что сегодня ведущим поставщиком нефти в Китай является Роснефть.
В феврале 2013 г, в Китае И. Сечин договорился о существенном увеличении поставок российской нефти в Китай.
Тогда российская нефть шла в Китай по отводу магистрального нефтепровода ВСТО в объеме 15 млн т/год.
В период 2005 - 2016 гг Роснефть поставила в Китай более 186 млн т нефти на сумму более 95 млрд долл США.
Казахстан предложил свою помощь в транзите российской нефти в Китай.
Уже тогда отношения И. Сечина и Н. Токарева были - не очень.
Глава Транснефти дерзко заявлял о том, что потери Транснефти при поставках нефти Роснефти через Казахстан в Китай могут составить 5,5 млрд руб.
К его мнению особо не прислушались, и в ноябре 2013 г предварительный договор по транспортировке нефти через территорию Казахстана Роснефть, КазМунайГаз и КазТрансОйл был подписан.
В марте 2016 г вице-президент Транснефти С. Андронов в рамках Российско-китайского нефтегазового форума-2016 сообщил, что порядка 16,5 млн т/год пойдет в Китай по МНП Сковородино-Мохэ, около 3,5 млн т/год нефти по межправсоглашению - через порт Козьмино, 7 млн т/год - через Казахстан.
КазТрансОйл управляет магистральными нефтепроводами (МНП) совокупной протяженностью 5,502 тыс км с учетом 71,7 км нефтепровода Кенкияк - Орск, находящегося на территории России и находящегося на балансе представительства КазТрансОйл в г Самара.
Летом 2016 г КазТрансОйл заявил о готовности и технической возможности увеличить транспортировку нефти России в Китай на 43% - до 10 млн т/год.
Пока же нефть из России в КНР через Казахстан транспортируется в объеме 7 млн т/год.
Ранее стороны договаривались о том, что Роснефть будет поставлять 7 млн тонн нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане, а Казмунайгаз по свопу отправит столько же нефти в Китай по МНП Атасу - Алашанькоу.
В декабре 2016 г КазТрансОйл и Роснефть подписали допсоглашение к основному контракту, которое предусматривает увеличение с 2017 г объемов транзита российской нефти до 10 млн т/год.