Минэнерго РФ в ближайшее время подготовит предложения по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты
Об этом 8 сентября 2017 г сообщил глава Минэнерго РФ А. Новак.
В настоящее время Минэнерго РФ находится в стадии исполнения поручения, данного президентом РФ В. Путиным на совещании 16 августа 2017 г.
Напомним, что тогда В. Путин поручил обязать Белоруссию экспортировать нефтепродукты со своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с использованием российской железнодорожной инфраструктуры и портов.
Это может быть реализовано за счет формирования пакетного предложения, в котором будет взаимоувязано получение Белоруссией российской нефти и использование российской инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов.
По действующему соглашению, Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку.
В 1м полугодии 2017 г из России в Белоруссию было поставлено 9,6 млн т нефти, что на 21,3% меньше, чем годом ранее.
По оценкам Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), филиала РЖД, транспортная система РФ может принять 7-8 млн т нефтепродуктов из Белоруссии до конца 2017 г в случае переориентации грузопотока из портов Литвы.
РЖД при этом до конца 2018 г предоставляют 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ.
Однако, Белоруссия продолжает использовать инфраструктуру прибалтийских стран для экспорта нефтепродуктов, не интересуясь ни Усть-Лугой, ни Санкт-Петербургом.
Главная причина - имеющиеся долгосрочные контракты, но есть и другие соображения.
Даже с учетом скидки от РЖД, железнодорожные тарифы в прибалтийском направлении ниже по сравнению с российским.
Также белорусская сторона намекает, что у основных российских терминалов имеются трудности в приемке белорусских грузов, особенно в зимний период.
Белоруссия сильно волнуется о гарантиях сохранения качества белорусских нефтепродуктов после перевалки.
За сохранение статус-кво выступает и Литва.
Кабмин Литвы заявил, что экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт на Балтике наиболее экономически выгоден для Белоруссии.
Поэтому Белоруссия не должна отказаться от данного маршрута в пользу транзита через Россию, считают в Литве.
Но нужно учитывать еще один очень важный момент.
Финансовые потери белорусских НПЗ в случае перенаправления экспорта с прибалтийских морских терминалов на российские могут составить до 150 млн долл США.
Россия поставляет нефть в Белоруссию беспошлинно и бюджет России в этом случае теряет 1,4 млрд долл США/год при текущих ценах на нефть.