Перевалка части объемов белорусских нефтепродуктов может начаться в портах России уже в 2017 г.
Об этом замглавы Минтранса РФ В. Олерский сообщил в кулуарах заседания 15й смешанной российско-турецкой межправительственной комиссии 21 октября 2017 г.
Вопрос о транспортировке нефтепродуктов из Белоруссии на экспорт через российские порты обсуждался на совещании в октябре 2017 г.
В фокусе обсуждения были причины, называемые Белоруссией при аргументации своего выбора в пользу прибалтийских портов.
Основных доводов 2 - высокая стоимость транспортировки и перевалки нефтепродуктов в российских портах и наличие долгосрочных контрактов.
Для стимулирования белорусских перевозок РЖД до конца 2018 г предоставляют 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Белоруссия посчитала эту скидку недостаточной, говоря о том, что даже с учетом скидки, железнодорожные тарифы в прибалтийском направлении ниже по сравнению с российским.
Но это не совсем так.
В ходе совещания был сделан вывод о том, что стоимость транспортировки с НПЗ Белоруссии до прибалтийских портов, в частности, до Вентспилса (Латвия), совместима со стоимостью транспортировки до Санкт-Петербурга и Высоцка.
По словам В. Олерского, сопоставимость цен и на транспортировку по железной дороге, и на перевалку в портах России и Прибалтики очевидна.
При этом небольшая неочевидная разница по стоимости перевалки светлых нефтепродуктов имеется, но В. Олерский уверен, что стивидоры смогут ее учесть и предоставить скидку.
Важное условие - наличии твердых объемов с белорусской стороны, поскольку у стивидоров есть свои графики и терминалы загружены.
Железной же дорогой стоимость сопоставима с прибалтийской, особенно в подвижном парке частных перевозчиков.
При более детальных переговорах можно получить еще более значительные скидки, добавил В. Олерский.
Представители белорусской стороны заявили, что будут рассматривать этот вариант, переговоры продолжаются.
В плане контрактов ситуация следующая.
Белорусская сторона делает акцент на том, что контрактование происходит на конкурсной основе и многие контракты подписаны.
Тем не менее, В. Олерский полагает, что на какое-то количество транспортировки нефтепродуктов из Белоруссии по территории РФ выйти возможно.
Причем сделать это вполне реально еще до конца 2017 г.
Ранее сообщалось, что транспортная система России может принять 7-8 млн т нефтепродуктов из Белоруссии до конца 2017 г в случае переориентации грузопотока из портов Литвы.
Пока же, по неподтвержденным данным, речь идет об экспорте до 1 млн т нефтепродуктов.
Россия, беспошлинно поставляя на белорусские НПЗ нефть, считает правильным, чтобы Белоруссия экспортировала произведенные нефтепродукты с использованием российской железнодорожной инфраструктуры и портов.
Поручение проработать этот вопрос президент РФ В. Путин дал 16 августа 2017 г, предложив сформировать пакетное предложение, в котором будет взаимоувязано получение Белоруссией российской нефти и использование российской инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов.
По действующему соглашению, Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку.