Дюссельдорф, 25 янв - ИА Neftegaz.RU. Немецкая Uniper в пятницу, 25 января 2019 г. заявила, что подписала необязывающее соглашение о намерениях ( HOA) с ExxonMobil о бронировании регазификационных мощностей в рамках проекта по импорту СПГ в Вильгельмсхафене.
В ближайшие месяцы ожидается подписание твердого долгосрочного соглашения.
Споры о строительстве немецких СПГ-терминалов разгорелись летом 2018 г. под давлением США, продвигающих свой СПГ в Европу на фоне снижения поставок в Китай.
Одновременно администрация президента США усилила давление на участников проекта магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, по которому дешевый российский газ из ЯНАО и ХМАО должен поступать в Германию.
Правительство Германии, поддерживающее проект МГП Северный поток-2, тогда вынужденно заговорило о необходимости диверсифицировать поставки сетевого газа, поступающего из России, Норвегии и Нидерландов.
Американский СПГ дороже сетевого природного газа ориентировочно на 30%.
Немцы как только не противятся американскому СПГ, понимая, что при удорожании сырья о газохимии, как отрасли промышленности Германии - можно забыть.
Вот почему, додавив немцев, так обрадовались в США.
Впрочем, серьезный интерес к проектам СПГ-терминалов в Германии анонсировал и Катар - лидер поставок СПГ на мировом рынке.
Впервые о проекте импорта СПГ в глубоководном порту Вильгельмсхафене в Северном море - FSRU Wilhelmshaven стало известно в сентябре 2018 г.
Чуть позже К. Мартин, коммерческий директор Uniper, приоткрыл завесу тайны:
- Uniper готова импортировать сжиженный природный газ (СПГ) в Германию и распространять его, если в Вильгельмсхафене будет построен плавучий СПГ - терминал, близкий к его газовым хранилищам;
- Uniper не будет вкладывать средства в сам FSRU, но станет покупателем и дистрибьютором газа;
- компания ведет переговоры с рядом компаний, в тч из США;
- конкретные новости следует ждать в конце 2018 г;
- преимущество порта Вильгельмсхафен в доступе к европейской газотранспортной системе (ГТС) и, соответственно, к газовым хранилищам, в тч своему подземному хранилищу газа (ПХГ) в г. Этцеле;
- FSRU Wilhelmshaven будет предлагать для бункеровки судов низкоуглеродистое топливо, соответствующее ограничениям для сильно загрязняющих топливо для судов, введенным ИМО с 2020 г.
Любопытно, что в сентябре 2018 г. и RWE сообщила о проекте строительства регазификационного СПГ - терминала в Brunsbuettel в Кильском канале, для которого окончательное инвестиционное решение (ОИР) будет принято в 2019 г.
Обе эти новости взволновали местный газовый рынок и рынок сопутствующих услуг.
FSRU (Floating Storage Regasification Unit) - плавучее хранилище СПГ, оснащенное судовой регазификационной установкой.
FSRU имеет ряд преимуществ перед береговым регазификационным СПГ-терминалом, но, безусловно проигрывает в споре с поставками сетевого природного газа.
Транспортировка СПГ в танкерах- газовозах существенно удорожает стоимость газа, но для выхода на премиальный рынок Европы, и США, и Катар используют разные приемы, в тч скидочки.
FSRU дешевле береговых СПГ- терминалов, а их использование - шире, то есть FSRU может быть перемещено в другое место или использоваться, как танкер-газовоз.
Стоимость строительства FSRU 200 - 400 млн долл США, а переделка из танкера-газовоза - еще дешевле.
Впрочем, о преимущества FSRU можно спросить у властей Литвы, которые стоически пытаются снизить 66 млн евро/год расходов на аренду и эксплуатацию купленного на волне русофобии FSRU Независимость.
Просто идиоты, - раздраженно поведал в 2017 г. депутат литовского Сейма социал-демократ А. Скарджюс о людях, принявших решение реализовать проект FSRU в Литве...
Справедливости ради отметим, что власти РФ тоже подсели на FSRU, но сразу выкупили FSRU Маршал Василевский, что исключило из статьи затрат его аренду.
Покупка FSRU Маршал Василевский - мера скорее вынужденная, и связана с необходимостью обеспечения энергетической безопасности Калининградского анклава (или правильнее эксклава, но менее употребительно).
Характеристики FSRU Wilhelmshaven:
- пропускная мощность - около 10 млрд м3/год газа, или 7,3 млн т/год СПГ;
- возможность принимать танкеры - газовозы Q-Max водоизмещением 265 тыс м3 СПГ;
В декабре 2018 г. Uniper заключила соглашение с японской Mitsui O.S.K Line (MOL), которая будет владеть, финансировать и эксплуатировать FSRU.
Ввод в эксплуатацию FSRU может быть уже во 2м полугодии 2022 г.
Uniper также заключила соглашение с голландским Titan LNG о разработке ТЗ и коммерческого проекта для малотоннажного потребления СПГ, что позволит загружать не только танкеры - бункеровщики, но и обеспечить дальнейшую транспортировку СПГ автомобильным транспортом.
Uniper в ближайшие 3 года хочет выйти на поставку 0,9 млн т/год СПГ с Freeport LNG в США в юго-западную Европу на условиях FOB Инкотермс по 20-летнему соглашению от 2015 г.
Ввод в эксплуатацию Freeport LNG планируется на 2е полугодие 2019 г., и Uniper уже начала продавать этот СПГ на мировом газовом рынке.
Uniper - энергетическая со штаб-квартирой в г. Дюссельдорфе, Германия.
Создана в январе 2016 г путем выделения активов E.ON в области нефтегаза в отдельную компанию.
Есть российская дочка - Unipro.
Uniper котируется на Франкфуртской фондовой бирже. Крупнейший акционер с долей участия 47,35% - финская Fortum.
ExxonMobil - активный участник глобального рынка СПГ с долей более 65 млн т/год, причем не только американского СПГ, но и СПГ-заводов в Катаре, Индонезии, Австралии и Западной Африке.
Еще в 2009 г. были совершены поставки танкеров -газовозов типоразмера Q-Flex и Q-Max, что более чем в 2 раза увеличило мощности флота для СП с Катаром.
Впрочем, ExxonMobil активна и с американским СПГ, активно отгружая с СПГ - терминала Sabine Pass.