Об этом заявил генеральный директор Газпром водород К. Романов на Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ).
По его мнению, проще и менее затратно транспортировать природный газ и на месте производить из него водород.
Так, К. Романов считает:
- транспортировка метано-водородной смеси уже на этапе предварительных проработок признается нерентабельной;
- при транспортировке растворенного водорода в толуоле – это всего 10% водорода, а остальное – растворитель;
- стоимость получаемого электролизом из воды зеленого водорода не имеет тенденции к удешевлению.
Однако есть условия, которые выступают препятствием:
- сжиженный метан транспортируют при температуре -160 оС;
- сжиженный водород – при более -253 оС;
- при высоком давлении происходит эффект наводораживания металла (прежде всего места сварки труб);
- учитывая накопительный эффект, сосуды могут подвергаться охрупчиванию и даже стресс-коррозии.
Хотя не исключены энергозатраты на месте производства, которые, впрочем, легко компенсируются за счет ВИЭ.
Кроме того топ-менеджер оценил инициативу Еврокомиссии по водородному каркасу.
Он отметил, что при транспортировки чистого, 100% водорода она, действительно, имеет смысл:
- сжигание смесей, с климатической точки зрения, не имеет большого смысла, потому что сокращение, если добавить 10% или 20% водорода, будет незначительным;
- с экономической точки зрения, разбавлять дорогой продукт не имеет смысла, потому что сложно его потом монетизировать обратно;
- создание инфраструктуры для транспортировки по стоимости соизмеримо с инвестициями в производство водорода;
- стоимость электролиза вряд ли снизится в будущем, а значит водород из газа будет иметь преимущества по отношению к зеленому водороду.
Автор: Е. Свинцова