От всей души поздравляем вас с Днём Победы – самой главной и светлой датой в истории нашей страны, праздником, объединившим несколько поколений россиян памятью о горечи великих потерь и гордостью великих преодолений, ратных и трудовых подвигов.
За Великую Победу наш народ заплатил великую цену, и сегодня этот праздник – в сердце каждого, кто превыше всего ставит свободу и независимость России.
В этот день хотелось бы вспомнить, какую особую роль играла нефтяная промышленность в те трагические и в тоже время великие для всего Советского народа годы.
В то время Баку и Северный Кавказ был основным источником нефти для всей экономики СССР.
В Азербайджанской ССР добывалось до 80 % нефти всего СССР. Потеря Кавказа могла бы оказать заметное влияние на общий ход войны против СССР, поэтому Гитлер выбрал именно это направление в качестве основного. Группа армий, созданная для наступления на Кавказ, получила кодовое обозначение «A».
В задачу группы «A» входило: окружить и уничтожить южнее и юго-восточнее Ростова-на-Дону войска Южного фронта, отошедшие за реку Дон, и овладеть Северным Кавказом; затем предполагалось обойти Большой Кавказ одной группой с запада, захватив Новороссийск и Туапсе, а другой группой – с востока, овладев нефтеносными районами Грозного и Баку.
Одновременно с обходным манёвром намечалось преодоление Водораздельного хребта в его центральной части по перевалам и выход в Грузию.
Несомненно, что одной из основных причин развязывания мирового пожара были претензии фашистской Германии и ее союзников на овладение энергетическими ресурсами, прежде всего нефтеносными районами в Европе.
В 1945 г германский министр вооружений и военной промышленности А. Шпеер признался на допросе, что «потребность в нефти, несомненно, была основным мотивом при принятии решения о вторжении в Россию. Главный инициатор Второй мировой войны – Германия, быть может, как никакая другая страна была заинтересована во владении нефтяными ресурсами.
Сумасбродные планы гитлеровского руководства с его претензиями на мировое господство не могли не вызвать желания пополнить свой скудный нефтяной ресурс путем подчинения себе других стран. Между тем в 1939 г добыча нефти на территории рейха составила всего 805 тыс тонн.
Для ведения современной войны на больших пространствах этого количества нефти было явно недостаточно.
Даже оккупация целого ряда стран Европы в 1939–1940 гг и овладение там запасами нефтепродуктов, взятие под контроль нефтепромыслов союзной Германии Румынии с годовой добычей нефти в 5,5 млн тонн никак не могли удовлетворить растущие аппетиты агрессора.
Следует признать, что в период относительного улучшения советско-германских отношений после заключения в 1939 г Пакта о ненападении Германия проявляла огромный интерес к поставкам нефти и нефтепродуктов из СССР.
В этот период она стала основным импортером советской нефти и нефтепродуктов.
В 1940 г, например, 75 % советского экспорта нефти и нефтепродуктов направлялось в Германию.
С началом войны против СССР для Германии скорейшее овладение Бакинским нефтяным районом становилось стратегической целью.
Для Советского Союза такое же стратегическое значение имело использование бакинской нефти для отражения агрессии.