Это самое продолжительное вторжение такого рода за десятилетие.
Береговая охрана Японии заявила:
- Китайские корабли вошли в японские воды в Восточно-Китайском море рано утром во вторник и остались наблюдать за японским рыболовецким судном, которое работало в этом районе, прежде чем покинуть его в четверг вечером.
- В какой-то момент в четверг 1 китайский корабль приблизился на 3 км к контролируемым Японией островам Сенкаку, известным в Китае как острова Дяоюйдао, значительно превысив международно признанный 12-мильный (19,3 км) предел, который определяет территориальные воды страны, согласно береговой линии.
- Береговая охрана Японии направила в этот район свои патрульные корабли и потребовала, чтобы китайские корабли немедленно покинули территориальные воды Японии.
Обе страны считают необитаемые острова своими, но Япония управляет ими с 1972 г.
Тайвань, который власти Китая считают китайской провинцией, также претендует на владение островами.
Напряженность вокруг скалистой цепи, расположенной в 1900 км к юго-западу от Японии, накалялась на протяжении поколений, а претензии на них насчитывают сотни лет.
После того, как в 1999 г. в районе спорных островов обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые в 200 млрд м3, разногласия между Китаем и Японией усилились.
В обострении отношений виновата Япония:
- в 2010 г. КНР наивно предложила Японии в целях сохранения и развития двусторонних отношений:
- «закрыть глаза» на территориальный спор,
- организовать совместную разработку газовых месторождений в районе архипелага Сенкаку,
- Япония ответила дерзким отказом.
Китайцы самостоятельно развернули мощную нефтегазовую инфраструктуру в регионе.
Нынешний инцидент выходит из ряда обычных, поскольку происходит на фоне спецоперации РФ на Украине (см. за 24 июня).
Активность Китая на Востоке - на руку России.
Это вынуждает Запад - союзника Японии, реагировать на 2 фронта.
В понедельник МИД Японии заявил, что Китай строит новую буровую платформу для разработки газовых месторождений в спорном морском районе, несмотря на неоднократные призывы японских властей к китайским властям прекратить там свою одностороннюю программу разработки ресурсов.
Китай в ответ, 21 июня 2022 г. настоятельно призвал Японию не вмешиваться в разработку газовых месторождений в Восточно-Китайском море.
Впрочем, дело привычное: Китай - проводит геологоразведочные работы (ГРР) и строит искксственные острова на рифах в этом районе, а Япония - протестует.
Китайские официальные лица неоднократно утверждали, что патрулирование вод вокруг островов является неотъемлемым правом Китая.
Последнее патрулирование ознаменовало самый длительный период времени, который китайские правительственные суда провели в водах с 2012 г., после того, как власти Японии купили острова у частного японского владельца, присоединив их к префектуре Окинава.
Ранее самое продолжительное патрулирование было в октябре 2020 г., когда китайский корабль находился там более 57 часов.
Последний случай произошел на фоне растущих трений между 2мя соседями, особенно на фоне укрепления отношений Японии с Соединенными Штатами.
В мае 2022 г. в г. Токио состоялся саммит группы безопасности Quad, состоящей из Японии, Соединенных Штатов, Австралии и Индии.
Китайские власти рассматривают эту группировку как часть американских усилий по сдерживанию Китая.
Через несколько часов после закрытия саммита китайские и российские ВВС провели совместное стратегическое воздушное патрулирование над Японским морем, Восточно-Китайским морем и западной частью Тихого океана, что минобороны Китая назвало частью ежегодного плана военного сотрудничества.
24 июня англосаксы (США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия) и Япония ввели в действие Тихоокеанскому партнерство Partners in the Blue Pacific (PBP).
Ждем ответную реакцию властей РФ и КНР.
Ранее на этой неделе минобороны Японии заявило:
- обнаружено по меньшей мере 2 китайских корабля и судно снабжения на островах Идзу, примерно в 500 км к югу от Японии,
- эта группа действует в водах вблизи Японии с 12 июня.
Тайваню принадлежит более 160 островков, в тч. спорных, которые, как паутина опутали шельф и торговые пути Восточно - Китайского моря.
Возвращение Тайваня в состав Китая существенно усилит китайские позиции в этом море.
Еще больше споров у Китая по Южно- Китайскому морю, но там и цена вопроса больше:
- богатые запасы нефти и газа разведаны на шельфе Парасельских островов ( архипелаг Сиша, Сенкаку), островов Спратли (Наньша), рифа Скарборо (Хуанъянь), Макклесфилда и Донгша Прафас;
- объем торговли морских торговых путей - более 5 трлн долл США /год;
- о-о-очень много рыбы, в тч. ивасей.