В результате обострения в Идлибской зоне деэскалации Р. Эрдоган позвонил В. Путину.
Об этом сообщается на официальном сайте президента РФ.
Ситуация в Идлибе в последние дни серьезно обострилась, правительственные войска Сирии продолжают наступление.
3 февраля 2020 г. в результате артиллерийского обстрела со стороны сирийской армии в Идлибе погибли 8 турецких военных и гражданских лиц.
По словам Р. Эрдогана жертвами ответных действий Турции стали 76 сирийских солдат.
В ответ ВС Турции обстреляли 115 целей правительственной армии Cирии, по данным турецкой стороны уничтожены 101 сирийский военный.
11 февраля 2020 г. президент Турции Р. Эрдоган заявил, что Сирия заплатит большую цену за нападение на турецких военных.
К сегодняшнему дню количество погибших турецких военных возросло до 14 человек.
Об этом заявил президент Турции Р. Эрдоган заявил выступая перед парламентской фракцией правящей Партии справедливости и развития.
Тезисы Р. Эрдогана:
- за последние дни в результате атак режима у нас 14 погибших и 45 раненых;
- режим Б. Асада и Россия бьют в основном не по террористам, а по мирным жителям. Цель - оккупация этого региона, чтобы заставить жителей переместиться к нашим границам;
- мы старались действовать в рамках сочинских соглашений, но данные нам слова никто не сдержал. Эти атаки начали нацеливаться на Турцию;
- Турция будет действовать в зависимости от обстановки на месте, не ожидая результатов этих бесконечных переговоров. До конца февраля 2020 г. заставим силы режима уйти из зоны, определенной в рамках сочинского соглашения. Они должны знать, что будут подвергаться нападению, даже если их атаки будут совершаться все границ сочинского соглашения.
Туда отправилась колонна из 300 грузовиков и бронированных машин, переброска турецких сил ведется на протяжении последних нескольких дней.
Военные хотят создать новый пункт наблюдения, который будет располагаться на дороге между населенными пунктами Атариб и Эль-Джина.
В результате обострения обстановки в Идлибе Р. Эрдоган позвонил В. Путину.
Продолжено обсуждение различных аспектов урегулирования сирийского кризиса, прежде всего в контексте обострения обстановки в Идлибской зоне деэскалации.
Отмечена важность полной имплементации имеющихся российско-турецких договоренностей, включая Сочинский меморандум от 17 сентября 2018 г.
В этих целях условлено о проведении дополнительных контактов по линии соответствующих ведомств.
Р. Эрдоган заявил ранее, что призвал президента РФ В. Путина оказать давление на президента Сирии Б. Асада, чтобы сирийская армия прекратила наступление в провинции Идлиб и отошла до конца февраля 2020 г. от турецких наблюдательных пунктов, пригрозив в противном случае военным ответом.
В соответствии с договоренностью, достигнутой в мае 2017 г. на переговорах в г. Астане (ныне - г. Нур-Султан) представителями России, Ирана и Турции, в Сирии были созданы 4 зоны деэскалации.
Территория 3х из них в 2018 г перешла под контроль властей Сирии.
4я зона, расположенная в провинции Идлиб и частях соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, по-прежнему неподвластна правительству республики. При этом большая ее часть захвачена террористами из организации Джебхат ан-Нусра (Террористическая организация, запрещенная в России).
В сентябре 2018 г. Россия и Турция договорились в г. Сочи о создании демилитаризованной зоны в Идлибе, где находятся более десятка разных формирований.
Россия, поддерживая режим президента Сирии Б. Асада, выступает за территориальную целостность республики.
Турция же обосновывает необходимость своего присутствия на севере Сирии гуманитарной катастрофой в Идлибе.
Из провинции к границам Турции, по словам Р. Эрдогана, подошли до миллиона сирийских беженцев.
Однако настоящая причина в желании Р. Эрдогана укрепиться в роли крупного регионального игрока, который будет обладать способностью формировать сирийскую повестку и сохранять как военное присутствие, так и влияние в Сирии в любом послевоенном сценарии.
Присутствие турецких войск - лишь малая часть турецкой политики в Сирии.
Так, Р. Эрдоган стремится изменить этническую картину в оккупированных Турцией районах республики - оттеснить курдов и арабов, сформировать компактные анклавы проживания туркоманов - сирийских туркменов, близких к туркам по языку и культуре.
На территориях, находящихся под контролем турецких военных, в обороте находятся турецкие лиры, а в школах вводят обучение по турецким стандартам.
Сирия раньше была частью Османской империи, и контроль над ней является вопросом престижа для Султана Эрдогана, как его называют на Западе.
Между тем, Идлиб остался единственной провинцией неподконтрольной силам правительственной армии Сирии.
Еще в ноябре 2019 г. министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что Россия будет настаивать на том, чтобы сирийская армия максимально оперативно заняла всю территорию Сирии.
Автор: Д. Савосин