Об этом пишут российские и иностранные СМИ, ссылаясь на источники, близкие к переговорам, а также непосредственно в российской делегации, участвующей в 3-сторонних переговорах в формате Россия - Украина - ЕС.
В переговорах по газу, которые в последнее время активизировались в связи с приближением срока окончания действия текущего транзитного контракта между Газпромом и Нафтогазом (1 января 2020 г.), неожиданно произошел прорыв.
Взаимозачет претензий на сумму 3 млрд долл. США (по решению арбитража и по украинским еврооблигациям) могло бы снять взаимные претензии России и Украины.
Схема планируется многоходовая и в принципе реализуемая, но очень рискованная для России:
- выплата 3 млрд долл. США по решению Стокгольмского арбитража станет частью пакетного соглашения по газу между Россией и Украиной,
- может быть реализован вариант взаимозачета присужденного Газпрому долга и обязательств Украины по еврооблигациям,
- Газпром выплатит Нафтогазу 3 млрд долл. США,
- Нафтогаз перечисляет эти средства кабмину Украины в виде дивидендов,
- Украина возвращает их России в счет частичного погашения долга по евробондам.
19 декабря 2019 г. в г. Берлин прошел очередного раунд 3-сторонних переговоров по газу, который затянулся почти на 9 часов.
По итогам переговоров, сторонам удалось прийти к принципиальным договоренностям, однако подписания документов так и не состоялось.
Россия и Украина подготовили проект детального протокола по газу, детали которого не разглашаются.
Неофициально говорится о том, что протокол подготовлен по всему комплексу вопросов, касающихся взаимоотношений России и Украины в газовой сфере.
Переговоры продолжаются - 20 декабря 2019 г. проходит встреча на высоком уровне в г. Минск, на 21 декабря запланирована встреча представителей Оператора газотранспортной системы Украины (ОГТСУ) и Газпрома по техническим вопросам.
Выработка предварительного протокола российской и украинской стороной стала неожиданностью.
Если по конкретным параметрам будущего транзитного контракта - срокам, объемам и регулирующим правилам - подвижки были и ранее, то судебные претензии ставили достижение договоренностей под вопрос.
Россия настаивает на пакетном предложении, включающем прямые поставки газа на Украину и мировое соглашение по судебным спорам.
Для Украины это неприемлемо, общая сумма претензий Нафтогаза уже достигла 22 млрд долл. США и терять эти, пусть и по большей части виртуальные, деньги Украина не намерена.
Но по-видимому кто-то уступил.
Вариант с взаимозачетом долга Газпрома и обязательств Украины по еврооблигациям мог бы стать хорошим компромиссным решением.
Решение Стокгольмского арбитража президент назвал политическим и напомнил, что и у самой Украины есть долг перед Россией в размере 3 млрд долл. США, возникший в результате вложения части средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в украинские ценные бумаги.
20 декабря 2019 г. на встрече с лидером украинской партии Оппозиционная платформа - За жизнь В. Медведчуком, В. Путин заявил, что Россия будет стремиться к заключению с Украиной соглашения на взаимоприемлемых условиях, без создания обеим сторонам рисков.
Вот только для России схема со взаимозачетом очень рискованная.
Нафтогаз фактически неподконтролен властям Украины и крайне не любит платить дивиденды, так перспективы выплаты в адрес кабмина Украины уже выглядят туманными, а расчеты с Россией - тем более.
Можно было бы просто заплатить 3 млрд долл. США и не разводить многомесячную историю с апелляциями.
Но для России это не выход, поскольку политика односторонних уступок практически никогда не приводит к встречным шагам.
Создавать же прецеденты с отказом от обжалования несимметричных и политически мотивированных судебных решений - значит давать почву для новых подобных решений.
В 2022 г. предстоит еще разбираться с транзитным контрактом с Польшей, а опыт показывает, что там тоже будет достаточно поводов для судебных разбирательств.
Автор: Е. Алифирова