10 июля 2019 г. фрегат Montrose вынужденно расположился между иранскими военными катерами, а также нефтеналивным танкером British Heritage, который принадлежит BP.
Последовало устное предупреждение, а также демонстрационное нацеливание оружия – только после этого иранские катера развернулись обратно.
- о попытках 5 катеров, вероятно принадлежащих КСИР, остановить британский танкер в Ормузском проливе неподалеку от острова Абу-Муса;
- о бравых военморов с фрегата Мontrose, которые отогнали военные катера;
- о имеющейся у США видеозаписью произошедшего.
При этом HMS Montrose оставалась в международных водах, хотя остров Абу Муса находится в спорных территориальных водах.
Ошеломленная BP пока лишь заявила, что ее главным приоритетом является безопасность и защита экипажей и судов, и сильно поблагодарила Королевский флот за поддержку.
Р. Дадли на мероприятии в лондонском Chatham House 10 июля вечером, лишь печально сказал: «Мы должны быть очень осторожны с нашими судами в Персидском заливе».
11 июля танкер благополучно проследовал через опасный для Великобритании пролив.
Очевидно, что даже неудавшаяся попытка задержать нефтеналивной танкер в Ормузском проливе серьезно повлияет на рынок. Возрастут премии страховых компаний, подорожает стоимость транспортировки нефти и газа.
Сейчас в Персидском заливе находятся еще 4 британских нефтеналивных танкера.
Судовладельцы волнуются и увеличивают контакты с властями и регуляторами в отношении ситуации с безопасностью в регионе, и, конечно, надеются на Королевский флот.
Иран безмятежно полностью отрицает попытку задержания британского танкера.
Но в этот же день, 10 июля 2019 г. президент Ирана Х. Роухани:
- объявил, что Великобритания является инициатором ухудшения ситуации с танкерами и непременно столкнется с последствиями захвата иранского танкера;
- высмеял Великобританию, назвав ее «напуганной» и «безнадежной» за использование военных кораблей Королевского флота для обеспечения безопасности британского танкер Pacific Voyager на пути через Ормузский пролив, который прошло без происшествий.
Кроме того, с подобными предупреждениями выступили представители Минобороны и Генштаба ВС Ирана.
Напомним, что 4 июля 2019 г. в Гибралтаре морские пехотинцы Великобритании высадились на борт нефтеналивного танкера Grace 1 типоразмера VLCC, перевозившего сырую нефть из Ирана в Сирию.
Главный министр Гибралтара Ф. Пикардо подчеркнул, что данные меры были предприняты по «просьбе» США, а за основу была взята некая информация, позволяющая предполагать, что танкер Grace 1 нарушает санкции ЕС в отношении Сирии.
И.о. министра иностранных дел Испании Ж. Боррель подтвердил соответствующую «просьбу» США, направленную в адрес Великобритании.
Санкции ЕС и США запрещают поставки нефти и нефтепродуктов в Сирию, а также закупки сырья в стране.
Примечательно, что санкции наложены на официальное руководство Сирии, включая президента Б. аль-Асада и членов его семьи.
Весной 2019 г. Минфин США обнародовал списки судов, которые США подозревают в нарушении санкций против Сирии.
Отметим, что задержание танкера Grace 1 проведено в связи с поставками нефти на подсанкционный НПЗ в Сирии.
НПЗ Банияс – дочка General Corporation for Refining and Distribution of Petroleum Products (GCRDPP), которая входит в структуру Миннефти Сирии.
ЕС считает, что GCRDPP оказывает финансовую поддержку сирийскому правительству, против которого санкции действуют с 2014 г.
Автор: Н. Жабин