Вайншток хочет в Высоцк
Глава "Транснефти" настаивает, что этим терминалом должна управлять госкомпания Противостояние между главой "Транснефти" Семеном Вайнштоком и президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым продолжается.
Противостояние между главой "Транснефти" Семеном Вайнштоком и президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым продолжается. После того как г-н Алекперов две недели назад озвучил идею объединения "Транснефти" и "Транснефтепродукта", руководитель транспортной монополии заявил, что экспортным терминалом, построенным недавно ЛУКОЙЛом в Высоцке, должен управлять "Транснефтепродукт". Причем г-н Вайншток не только высказал свое мнение, но и предпринял соответствующие действия. Вчера на пресс-конференции, прошедшей в рамках III Международного трубопроводного форума, г-н Вайншток обмолвился, что его компания направила свои предложения на этот счет в Минэкономразвития и Минпромэнерго.
Информация о том, что ЛУКОЙЛ направил в МЭРТ письмо с предложением слить две транспортные компании - "Транснефть" и "Транснефтепродукт", появилась еще в середине мая. В документе, отправленном компанией в ведомство, указывается, что эта мера позволит сэкономить средства, затрачиваемые на работу двух компаний. Правда, вчера в холдинге активно открещивались от этих инициатив. В пресс-службе компании заявляли, что нефтяники написали письмо исключительно "по просьбе руководства МЭРТ, и это была обычная рабочая переписка". "Мы полагали, что наше мнение по этому вопросу пойдет в общую "копилку" и будет далеко не единственным", - говорит представитель холдинга.
Однако в "Транснефти", судя по всему, восприняли предложения холдинга как личное оскорбление. Буквально через несколько дней г-н Вайншток невзначай отметил, что управление терминалом в Высоцке должно быть передано "Транснефтепродукту", но, разумеется, на право собственности ЛУКОЙЛа никто покушаться не собирается. Целесообразность этой идеи, по мнению руководителя "Транснефти", объясняется тем, что бесконтрольный экспорт нефтепродуктов может сказаться на макроэкономической ситуации в стране.
Правда, вряд ли начало работы терминала (его запуск запланирован на 16 июня) приведет к "бесконтрольному" экспорту. Мощность первой очереди составит 4,7 млн тонн нефтепродуктов в год, затем планируется расширить терминал до 10,6 млн тонн нефтепродуктов.
Первоначально участники рынка предположили, что дальше взаимного обмена подобного рода "посланиями" через прессу дело не пойдет. Однако г-н Вайншток, видимо, настроен решительно. Вчера он заявил, что его компания направила в госведомства предложения рассмотреть заявленные ранее идеи. Если они будут реализованы, это позволит "Транснефтепродукту", по мнению г-на Вайнштока, построить нефтепродуктопровод до Высоцка, не говоря уже о том, что ЛУКОЙЛ "должен быть счастлив" работать с таким оператором. Кстати, глава "Транснефти" намекнул, что аналогичные предложения могут последовать и в отношении принадлежащего ЛУКОЙЛу терминала в Варандее. В прошлом году через него на экспорт было поставлено 800 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов, в перспективе мощность терминала должна быть увеличена до 12 млн тонн в год.
В "Транснефтепродукте" пока воздерживаются от комментариев, так что неизвестно, поддерживает ли сама компания эту идею. В ЛУКОЙЛе тоже предпочитают отмалчиваться. Не желают официальных заявлений и в Минэкономразвития и Минпромэнерго. Зато в Госдуме идея г-на Вайнштока уже нашла поддержку. Председатель комитета по энергетике Валерий Язев заявил: "Если принимать во внимание стратегические интересы государства, безусловно, управлением терминалом в Высоцке должна заниматься государственная компания. Порт, расположенный в Финском заливе - это не просто "окно в Европу", то есть выход на платежеспособные западные рынки. Это экспорт свыше 4,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год в обход подконтрольных государству трубопроводов. И все это - на фоне форсированной нефтедобычи и скачков мировых цен на нефть".
Правда, незаинтересованные источники полагают, что корни дискуссии находятся в плоскости личных отношений гг. Вайнштока и Алекперова.