Новый аргумент
С сегодняшнего дня ¦ЮКОС¦ полностью прекращает поставки нефти Китайской национальной нефтегазовой компании (CNPC) из-за нехватки средств на оплату транспортировки нефти в Китай.
--------------------------------------------------------------------------------
¦ЮКОС¦ в 2003 г. добыл 80,8 млн т нефти. Его выручка за девять месяцев 2003 г. по стандартам US GAAP составила $12,2 млрд, чистая прибыль v $2,5 млрд. В 2003 г. ¦ЮКОС¦ поставил в Китай по железной дороге 3,5 млн т нефти и намеревался в 2006 г. довести эту цифру до 15 млн т. Специально для реализации этого проекта ¦Российские железные дороги¦ инвестируют 40 млрд руб. в развитие инфраструктуры на китайском направлении. Из 54,5 млн т сырой нефти, перевезенных в прошлом году по сети РЖД, доля ¦ЮКОСа¦ составила 31,7% (17,3 млн т).
--------------------------------------------------------------------------------
В минувшие выходные ¦ЮКОС¦ сообщил, что уже сегодня прекратит поставки нефти китайской госкомпании CNPC. Как рассказал ¦Ведомостям¦ представитель ¦ЮКОСа¦, такое решение правление компании приняло в конце минувшей недели. ¦Компания вынуждена была на это пойти, = объясняет он. = Транспортные издержки и таможенная пошлина составляют $150-170, а мы ограничены в доступе к собственным счетам, так как с них списываются средства в счет налогового долга. Мы поняли, что не можем нести такие затраты¦. Он добавляет, что ¦ЮКОС¦ пока продолжит поставки другой крупной китайской нефтяной компании = Sinopec, поскольку для нее это ¦более критично¦. ¦Как только нам разморозят счета, мы тут же возобновим поставки в полном объеме, = говорит сотрудник "ЮКОСа". = И мы надеемся, что правительство понимает все репутационные риски для страны в случае перебоев с экспортом. Тем более что поставки нефти CNPC осуществляются по межправительственному соглашению¦. По соглашению двух стран ¦ЮКОС¦ должен до конца года поставить в Китай еще около 1 млн т нефти. Месяц назад президент РЖД Геннадий Фадеев заявлял, что ¦китайская сторона¦ гарантировала оплату доставки нефти ¦ЮКОСа¦ в Китай, однако в компании эту информацию не подтверждали. Источник, близкий к правительству, считает нынешнее решение ¦ЮКОСа¦ ¦политическим шагом¦. ¦Если "ЮКОС" продолжает финансировать поставки нефти по другим направлениям, значит, деньги у него есть¦, = рассуждает чиновник, напоминая, что приставы списывают лишь половину средств компании. А в случае реального ¦бойкота¦ со стороны ¦ЮКОСа¦, по его мнению, появятся другие желающие экспортировать нефть в Китай. ¦С одной стороны, это так, = соглашается источник в одной из российских нефтяных компаний. = Но у какой компании найдется в срочном порядке большой объем свободной нефти? Вся она законтрактована, а снижать поставки в Европу мало кто согласится¦. ¦ЮКОС¦ не случайно решил остановить поставки сейчас, накануне назначенной на 24 сентября московской встречи глав правительств Китая и России, говорит руководитель Российско-китайского центра торгового сотрудничества Сергей Санакоев. ¦Заявление "ЮКОСа" вносит сумятицу в повестку дня встречи, и обсуждения дела "ЮКОСа" теперь не избежать, = считает он. = Это был выстрел в нужный момент¦. С ним соглашается и аналитик банка ¦Зенит¦ Сергей Суверов: ¦ЮКОС¦ прежде всего руководствуется политическими соображениями и наступает на больную мозоль правительства¦.
Между тем у действий компании есть и чисто экономическое объяснение, рассказал ¦Ведомостям¦ на условиях анонимности один из менеджеров ¦ЮКОСа¦. По его словам, 14 сентября правление компании решило сократить с 380 000 до 230 000 т сентябрьские поставки в Китай через погранпереход Забайкальск, где идет нефть для CNPC. В октябре же поставки прекратятся совсем, поскольку прокачка нефти из Ангарска на Забайкальск (1500 км) обходится в $60 за 1 т. А вот поставки через погранпереход Наушки, где идет нефть для Sinopec, стоят $30 за 1 т при расстоянии 700 км. ¦Поставки на Забайкальск становятся неэффективными, так как с 1 октября пошлины на нефть повышаются с $65 до $87 за 1 т¦, = поясняет собеседник ¦Ведомостей¦.
Топ-менеджер РЖД сказал ¦Ведомостям¦, что ¦ЮКОС¦ заранее предупредил монополию о прекращении отгрузки части нефти в Китай. ¦Но мы от этого ничего не теряем, ведь компания больше стала отгружать нефти на внутренний рынок¦, = говорит он.