Бензин освободили
С наступлением нового года истек мораторий на повышение розничной цены бензина, объявленный в сентябре крупнейшими российскими нефтяными компаниями.
Анализируя показатели инфляции в прошлом году, г-н Греф посетовал, что значительно подорожал бензин, хотя и меньше, чем в 2004 году, когда темпы роста составили 31%. "Последними мерами в конце года, осенью, видимо, удалось все-таки немножко сдержать (цены. - Ред.)", - отреагировал Владимир Путин, очевидно, подразумевая неформальную договоренность чиновников с ЛУКОЙЛом, ТНК-ВР, "Роснефтью", "Татнефтью", "Сибнефтью" и "Сургутнефтегазом" не менять ценники на своих заправках до конца 2005 года.
Показательно, что эта договоренность вышла боком автовладельцам. Ведь цены на нефть на мировых рынках, достигнув в сентябре пика, затем снизились. А цены на бензин на заправках, где нефтяники их заморозили, долгое время оставались на прежнем - максимальном - уровне. По данным исследовательской группы "Петромаркет", стоимость нефти на внутрироссийском рынке с конца сентября по конец декабря упала на 23%, в то же время оптовая цена бензина А-92 снизилась лишь на 18%, дизельного топлива - на 21%.
Так что, сделав "широкий жест" в сторону властей, компании не только не остались внакладе, а скорее, наоборот, сумели неплохо заработать.
За время моратория правительство должно было принять меры, позволяющие кардинально изменить ситуацию на внутреннем рынке. Сейчас налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который платят нефтяники, привязан к мировым ценам на нефть. Так что когда растут цены, увеличивается размер налога, а следовательно, и стоимость сырья внутри России. Чиновники обещали "отвязать" НДПИ от котировок западных бирж и согласовать новую систему до конца года, однако не успели этого сделать.
Как сообщили вчера РИА Новости в МЭРТ, эту работу планируется завершить к марту.
Хотя чиновникам так и не удалось договориться об изменении системы расчета НДПИ, они уверяют, что государство не сидит сложа руки. В частности, представители Минпромэнерго вчера напомнили, что в этом году не был индексирован по сравнению с 2005 годом акциз на бензин, что должно сдержать цены. Кроме того, отмечает представитель ведомства, с 1 января до конца сентября "введено обнуление пошлины на ввоз импортного оборудования для модернизации НПЗ". Теоретически эта мера в конечном счете должна привести к увеличению объема производства нефтепродуктов. Впрочем, в наступившем году результат подобных действий вряд ли отразится на розничной цене топлива.
По прогнозам президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, которые он озвучил в последние дни прошлого года, бензин в этом году подорожает приблизительно на 11% (в рамках усредненного роста тарифов естественных монополий - "Газпрома", "Транснефти" и РАО "ЕЭС России"). В других крупнейших нефтяных компаниях вчера отказались делать прогнозы относительно дальнейшего повышения цен на АЗС. Однако нефтяники уверяют, что "если рост и будет, то не очень существенный".
В то же время эксперты "Петромаркета" напоминают, что после 25 февраля произойдет очередное изменение экспортных пошлин, которые снизятся по сравнению с действующими. В результате сравнительная эффективность экспорта вырастет, что даст дополнительный толчок для роста цен на нефть внутри России и скажется на розничном сегменте максимум через два месяца.