СЕГ дорожает на глазах
Стоимость строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) составит 10,5 млрд. долл. Об этом сообщил вчера заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев на форуме "Газовый фактор в экономике России".
Как считают эксперты, увеличение стоимости проекта по мере приближения к практической стадии реализации не редкость. "Так случается со многими проектами. По мере проработки технико-экономического обоснования появляются различные нюансы, - говорит аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. Кроме того, по словам аналитика, высокая стоимость на начальном этапе может испугать потенциальных инвесторов, а также потребителей, для которых газ может оказаться слишком дорогим.
Вместе с тем эксперты удивлены столь резким удорожанием проекта. По словам Нестерова, раньше предполагалось, что 1 млрд. долл. будет вложено в освоение Южнорусского месторождения, 1-1,5 млрд. долл. - в сухопутный участок и 4-5 млрд. долл. - в подводную часть. Теперь же стоимость сухопутной части выросла в 2,4 раза.
Рост стоимости СЕГа может объясняться тем, что были увеличены затраты на разработку Южнорусского месторождения. В частности, по словам аналитика ИК "Солид" Дениса Борисова, стоимость разработки месторождения с запасами в 700 млрд. долл. составляет около 3 млрд. долл.
Таким образом, затраты на строительство 1 километра подводного участка составят 3,77 млн. долл., а сухопутного - 3,3 млн. долл.
Порядка 3,3 млн. долл. за километр будут стоить трубопроводы из Восточной и Западной Сибири в Китай, о строительстве которых было заявлено в ходе визита президента Владимира Путина в Китай, говорит Валерий Нестеров. По его словам, "это довольно высокая цена, которая учитывает суровые условия Сибири и горные склоны Алтайской Республики, у СЕГа цена должна быть ниже".
Между тем нынешняя стоимость СЕГа может оказаться не окончательной. По словам высокопоставленного источника, в "Газпроме" есть оценки стоимости СЕГа на уровне 12 млрд. долл.
О возможности удорожания проекта говорят и другие расчеты. В частности, об этом может свидетельствовать стоимость строительства другого подводного проекта "Газпрома" - трубопровода "Голубой поток", подводная часть которого обошлось в 4,3 млн. долл. за километр, а сухопутного - 3,2 млн. долл.