USD 99.4215

0

EUR 106.304

0

Brent 71.8

+0.68

Природный газ 3.232

+0.16

12 мин
...

В. Путин на ВЭФ: «Мы определили развитие Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь ХХI век»

В. Путин на ВЭФ: «Мы определили развитие Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь ХХI век»

Источник: Kremlin.ru

Владивосток, 5 сен - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин принял участие в пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ-2024).

В пленарной сессии также участвовали зампредседателя КНР Х. Чжэн и премьер-министр Малайзии А. Ибрагим.
Заявленная тема ВЭФ-2024 - «Дальний Восток – 2030. Объединим усилия, создавая возможности».

В частности, В. Путин по традиции затронул такие вопросы, как перестройка глобальной экономики и системы международных отношений, развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в качестве новых экономического и технологического роста и нацеленность России на выстраивание с ними сотрудничества на принципах взаимной выгоды.
В этом смысле развитие дальневосточных регионов России становится ключевой целью нашей страны.

Тезисы В. Путина. Главное по ТЭК, экономике и политике:

Дальний Восток

  • мы определили развитие Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь ХХI век;
  • важность, правильность этого решения подтвердила сама жизнь, вызовы, с которыми мы столкнулись в последнее время;
  • основные деловые связи, торговые маршруты и в целом весь вектор развития все больше переориентируется на Восток и Глобальный Юг;
  • наши дальневосточные регионы дают прямой выход на эти растущие, перспективные рынки, позволяют преодолевать те барьеры, которые пытаются навязать всему миру некоторые западные элиты;
  • наш Дальний Восток является огромным пространством для проявления деловой инициативы, для запуска сложнейших проектов и формирования целых новых отраслей;
  • по сути, сегодня Дальний Восток безо всякого преувеличения стал важнейшим фактором укрепления позиций России в мире, нашим флагманом в новой глобальной экономической реальности;

От того, как будет развиваться Дальний Восток, во многом зависит будущее всей нашей страны.

Развитие региона
  • с 2013 г. была запущена принципиально новая стратегическая программа и система управления комплексным развитием Дальнего Востока;
  • за 10 лет в регионе запущены или готовятся к запуску более 3,5 тыс. промышленных, инфраструктурных, технологических, образовательных проектов;
  • темпы роста инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке за 10 лет увеличились, и они в 3 раза выше среднероссийских;
  • динамика промышленного производства в регионе с 2013 г. превысила общероссийские темпы на 25 %;
  • сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток;
  • запущен преференциальный режим на Курилах;
  • создан специальный административный район на острове Русский: этот район уже обеспечил возврат в Россию из офшоров и иностранных юрисдикций активов на сумму свыше 5,5 трлн руб.
Международные ТОР и другие факторы активизации сотрудничества
  • на прошлом Восточном экономическом форуме было объявлено о создании на Дальнем Востоке международных территорий опережающего развития;
  • они должны предлагать глобально конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, прежде всего, конечно, из дружественных стран;
  • первый международный ТОР предполагается создать здесь, в Приморском крае;
  • большой интерес к нему проявляют наши китайские партнеры, а также Республика Беларусь, с участием которой в Приморье может появиться новый глубоководный порт;
  • прошу Государственную Думу и Правительство ускорить работу над законопроектом, необходимым для запуска международных ТОР;
  • дополнительным фактором для расширения работы с зарубежными партнерами должно стать еще одно нормативное решение, а именно: с 1 сентября 2024 г. в нашем законодательстве предусмотрена возможность использования иностранных стандартов в проектировании и строительстве;
  • речь идет о стандартах тех государств, где требования к качеству, надежности, безопасности капитальных объектов не ниже, чем у нас.
Энергопотребление Дальнего Востока и …энергодефицит
  • объем энергопотребления на Дальнем Востоке растет;
  • сегодня это 69 млрд киловатт-часов/год, а к концу десятилетия прогнозируется 96 млрд;
  • при этом уже сейчас некоторые районы, населенные пункты и крупные дальневосточные инвесторы сталкиваются с нехваткой электроэнергии, вынуждены ждать ввода новых станций, из-за чего сдерживаются строительство, промышленные объекты, инфраструктура;
  • уже поручил Правительству вместе с нашими крупными энергокомпаниями, деловыми кругами подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке, предусмотреть для нее механизмы проектного финансирования;
  • в рамках этой программы предстоит ликвидировать прогнозный дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке, прежде всего за счет ввода в строй новых объектов генерации, например, таких как Нижне-Зейская ГЭС в Амурской области, которая будет не только снабжать электроэнергией сам регион и Восточный полигон железных дорог, но и поможет защитить территории, населенные пункты от паводков;
  • также прошу подумать о строительстве на Дальнем Востоке атомных электростанций (АЭС);
  • подчеркну: план развития электроэнергетики должен учитывать как текущие, так и перспективные потребности бизнеса и граждан, долгосрочные задачи, которые стоят перед нашими субъектами Федерации, городами и населенными пунктами.
Восточный полигон
  • за последние 10 лет на Транссибе и БАМе построено более 2 тыс. и модернизировано свыше 5 тыс. км пути;
  • возведено и реконструировано более 100 мостов и тоннелей, в т.ч. через реки Лену, Бурею, Селенгу;
  • по итогам 2024 г. провозная способность Восточного полигона железных дорог должна вырасти до 180 млн т.;
  • в 2024 г. мы запустили очередной, 3й этап развития этой важнейшей транспортной артерии;
  • подчеркну: предстоит не только «расшить» узкие участки магистралей, ввести в строй более 300 объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур – задача гораздо более масштабная;
  • например, на всем протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути;

Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль

  • в ближайшие 8 лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 км железнодорожного полотна;
  • для сравнения: столько же было уложено в рамках 1го и 2го этапа расширения БАМа и Трансссиба, вместе взятых, и столько же – в годы строительства БАМа, с 1974 по 1984 гг.;
  • словом, сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР, причем с огромным напряжением сил.
Северный морской путь
  • за последние 10 лет грузопоток Северного морского пути (СМП) вырос почти на порядок: если в 2014 г. по Севморпути было перевезено всего 4 млн т грузов, то в 2023 г. – уже более 36 млн т;
  • это в 5 раз больше рекорда советского времени;
  • будем и дальше наращивать грузопоток, в т.ч. за счет активного освоения арктических месторождений, перенаправления грузов с запада на восток, за счет увеличения транзита;
  • масштабный план развития Северного морского пути развернут;
  • мы строим ледоколы, развиваем спутниковую группировку, укрепляем береговую инфраструктуру, сеть аварийно-спасательных центров;
  • чтобы, так сказать, раскатать новые логистические маршруты, 2 года назад по Севморпути были запущены каботажные рейсы, сегодня в этой схеме – 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока;

По итогам 2023 г. мощность российских портов в границах Севморпути превысила 40 млн т. Считаем, что это только начало.

  • будем и дальше наращивать их возможности, модернизировать перевалку грузов, расширять ближние и дальние железнодорожные подходы к ним;
  • в т.ч. это позволит нарастить мощности Мурманского транспортного узла до 100 млн т, а в перспективе, конечно же, и выше.
Наука и инновации
  • мы будем поддерживать развитие на Дальнем Востоке передовых, креативных отраслей, инфраструктуры экономики больших данных, искусственного интеллекта, в т.ч. организуем зону для отработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в гражданских целях;
  • в регионе уже началась реализация новых проектов университетских кампусов в Южно-Сахалинске и Хабаровске, но этого, очевидно, недостаточно для Дальнего Востока;
  • предлагаю запустить работу еще по нескольким проектам, а именно построить новые кампусы в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите;
  • также реализуем строительство 2й очереди кампуса Дальневосточного федерального университета здесь, во Владивостоке;
  • в таких центрах будут созданы все условия для учебы, работы, проживания студентов, откроются площадки для молодежного предпринимательства и бизнес-клубы;
  • будем также развивать и университеты в Арктике;
  • в дополнение к уже запущенному проекту кампуса в Архангельске добавится такой же проект и в Мурманске;
  • также на базе кампусов будут действовать передовые инженерные школы;
  • 2 такие школы – на Сахалине и во Владивостоке – уже созданы. Их задача не только готовить специалистов для промышленности и сельского хозяйства, транспорта и сферы услуг, для использования искусственного интеллекта, но и предлагать оригинальные решения для серийного внедрения в системе управления, в социальной сфере, в отраслях экономики;
  • на острове Русский 2 года успешно действует научно-технический центр компании РусГидро. Он специализируется на инновационных разработках в сфере глобальной энергетики. Они уже активно применяются в программе технического перевооружения энергетического комплекса Дальнего Востока;
  • также с участием наших ведущих компаний будет создан еще один крупный инновационный научно-технологический центр на острове Русский – на базе ДФУ. Его профилем станут изыскания и практические решения в области морской инженерии, биотехнологий, биомедицины и других перспективных направлений;
  • прошу коллег из Правительства и Приморского края задействовать инструменты дальневосточной концессии для реализации проекта, а также продумать механизмы привлечения в этот центр ученых из других научных центров России, да и из других стран тоже.
Северный завоз
  • наша задача – обеспечить регулярное, бесперебойное снабжение населенных пунктов, которые находятся далеко от «большой земли», сократить сроки и стоимость доставки грузов;
  • в 2023 г. был принят закон о северном завозе;
  • теперь он планируется централизованно, на федеральном уровне, его исполнение координируется на местах, в регионах;
  • перевозка и обслуживание грузов жизнеобеспечения получили приоритет на транспорте;
  • на закупку и доставку северного завоза могут выделяться бюджетные кредиты;
  • получит развитие и опорная транспортно-логистическая сеть северного завоза, включая автодороги, железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты;
  • с 2025 г. начнет работать единый морской оператор северного завоза, пока – в пилотном режиме – он будет перевозить грузы на Чукотке;
  • в дальнейшем мы расширим географию его работы на Якутию, Камчатский край, Архангельскую область и Красноярский край.

Ожидания от БРИКС и доллара

  • по итогам 2023 г. товарооборот России с партнерами по БРИКС – 294 млрд долл. США;
  • мы не проводим политики дедолларизации;
  • мы ведь не отказывались от расчетов в долл. США – нам отказали в расчетах, и мы просто вынуждены искать другие возможности, вот и все;
  • главное в том, что валюта той или иной страны отражает экономическую мощь державы;
  • чем больше эта экономика, чем больше у этой экономики партнеров – тем более востребована национальная валюта той или другой страны в расчетах;
  • после Второй мировой войны Соединенные Штаты, естественно, воспользовались, удачно воспользовались результатами Второй мировой войны в экономике, провели план Маршалла для Европы, создали одну мировую систему – Бреттон-Вудскую, потом ее немножко подремонтировали, другую;
  • создали единую мировую валюту – доллар;
  • сейчас ситуация в мировой экономике меняется;

Уже сегодня страны Глобального Юга – это более 50% глобального мирового ВВП, а страны БРИКС – это примерно 1/3 глобальной экономики в мире.

  • естественным образом, – хочу это подчеркнуть, – естественным образом меняются и приоритеты в использовании определенных валют;
  • мы, например, с нашими партнерами по БРИКС используем национальные валюты – на уже примерно 65%;
  • финансовые и политические власти Соединенных Штатов своими не просто неаккуратными, а непрофессиональными и глупыми действиями этот процесс подталкивают;
  • думаю, они уже понимают, что они совершили ошибку, но просто уже не могут выйти из этой колеи. Им, видимо, уже не очень удобно признать, что они совершили ошибку, а надо бы уже что-то скорректировать;
  • что касается наших отношений с БРИКС, то они развиваются – развиваются очень успешно;
  • Россия, Китай, Индия – это, что называется, отцы-основатели этой организации: в 2005 г. мы начали этот процесс, образовав РИК – Россия, Индия и Китай, потом присоединилась Бразилия, потом – Южная Африка, а сейчас мы расширили круг участников;
  • это очень хороший процесс: более 30 стран мира на сегодняшний день проявляют свою готовность сотрудничать, а некоторые из них и присоединиться к БРИКС;
  • новые члены БРИКС – самодостаточные, с быстро развивающимися экономиками, со своей самобытной культурой, очень интересные государства.

Транзит газа в Европу и не только

  • что касается Украины, мы не отказываемся от этого транзита, как ни странно, потому что мы намерены – и компания Газпром – исполнять все свои обязательства перед нашими клиентами, с которыми есть долгосрочные контракты;
  • одной из обязательной составляющей этой совместной работы является транзит;
  • есть контракт на транзит, который заканчивается 31 декабря 2024 г.;

Если Украина отказывается от этого транзита – ну что же, мы же не можем их заставить.

  • а наши основные потребители в Европе, видимо, не хотят этого делать, хотя оказывают же всестороннюю помощь, поддержку, и военную, и финансовую, и какую угодно Украине;
  • но вот Украина отказывается от нашего транзита, значит, те объемы газа, которые поступают в Европу, они сократятся;
  • они будут идти по другим маршрутам, в частности через Турецкий поток, может быть, отчасти через Голубой поток в Турцию ту же. Хотя это для внутреннего потребления, но тем не менее, будут создавать и помогать энергетической стабильности в Европе;
  • как это отразится на них – я уже до конца не знаю;
  • мы занимаемся своими вопросами, а они пускай занимаются своими;
  • даже не знаю, как это охарактеризовать, отношение к своим союзникам и партнерам, которое демонстрируют очень многие в Соединенных Штатах, да и в той же Украине;
  • оно является очень странным, для меня просто непонятно;
  • взяли взорвали этот газопровод по дну Балтийского моря, Северный поток, взорвали обе нитки Северного потока-1 и одну нитку Северного потока-2;
  • кстати говоря, одна-то существует, она в рабочем состоянии;
  • что мешает тому же правительству Германии кнопку нажать, договориться с нами и включить?
  • 27,5 млрд м3 газа тут же пошло бы в Европу, в Германию;
  • почему они этого не делают – я не понимаю;
  • получать через территорию Украины могут, получать через Турецкий поток могут, а по нитке, которая идет по дну Балтийского моря, не могут;
  • на мой взгляд, это какая-то деформация профессиональная, шизофрения, чушь просто.
  • ну, не хотят – не надо. Мы будем наращивать наши поставки в другие регионы мира постепенно;
  • у нас с КНР давно, до всяких этих кризисов в Европе и на украинском направлении есть проект хороший, по поставкам в Китайскую Народную Республику;
  • в 2025 г. мы выйдем на проектную мощность – 38 млрд м3, плюс с Дальнего Востока, отсюда, с [газопровода] Сахалин – Владивосток тоже в КНР плюс еще 10 лрд м3;
  • мы изучаем другие маршруты.
  • повторяю, это никак не связано с событиями на Украине, это просто наши договоренности, которые были достигнуты много лет тому назад, мы все это реализуем.

СПГ

  • будем развивать сжижение газа;
  • да, и здесь нам пытаются создать проблемы;
  • [глава НОВАТЭКа] господин Михельсон знает об этом лучше, чем кто-либо другой;
  • но все равно это развивается, и доля России в поставках на мировые рынки сжиженного природного газа постепенно увеличивается;
  • она не такая уж и большая, как нам бы хотелось, но будем все равно, несмотря ни на какие сложности, которые нам пытаются создать, все равно будем это делать.

Энергетику России нельзя отменить

  • кто бы и как бы ни пытался закрыть нашу энергетику, это невозможно, потому что на пределе находится добыча в соответствии с потребностями мирового рынка;
  • это невозможно просто, понимаете? Это невозможно;
  • представим себе, что взяли завтра и все закрыли – газ, нефть нашу и так далее;
  • мировая экономика не выдержит такого закрытия;
  • просто цены подрастут до небес, а все равно будут покупать, без этого невозможно, в этом все дело;
  • ведь когда наши недоброжелатели и те, кто вводит незаконные ограничения, делают это, они делают от чистого сердца, но не от большого ума, как в таких случаях говорят, потому что результата нет;
  • они руководствуются только чем? Высокомерием и самоуверенностью. А результат обратный ожидаемому;
  • поэтому мы свои вопросы решим – да, с какими-то, может быть, потерями, но все равно решим;
  • а те, кто не хотят с нами сотрудничать, – ну, что же, пускай несут тогда убытки;
  • мы же видим, что в европейских странах происходит, многих из них балансируют на грани рецессии;
  • и ситуация будет усугубляться, потому что те, кто поставляет им энергоресурсы, заботятся прежде всего о своих собственных национальных интересах, в тех же Штатах;
  • ну что, в 2-3 раза поставляют… Или на сколько там? Процентов на 50, на 60 больше, чем наши стоят энергоносители, газ имею в виду, прежде всего;
  • конечно, экономика Европы, в т.ч. Германии, рассчитанная на наши энергоносители, переживает очень серьезные испытания, многие отрасли просто закрываются;
  • но это не наш выбор, мы готовы, пожалуйста;
  • договоритесь с Польшей, чтобы Польша открыла трубопроводные системы, они же существуют.
  • Ямал – Западная Европа поляки же закрыли;
  • теперь Украина закрывает, да еще маршрут по дну Балтийского моря Северный поток-2 не включают. Ну, не хотят – не надо. Ущерб для них будет;
  • для нас будет определенное сокращение доходов, но ничего, больше Газпром будет поставлять внутри страны. Тоже хорошо. Будем развивать социальную газификацию.
Также президент упомянул сотрудничество по газу с Ираном, заявив, что местоположение страны очень удобное, а вокруг него множество потребителей.
В. Путин допустил поставки в Иран по свопу. Сейчас идет обсуждение такого взаимодействия.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram